Башня Сююмбике для многих татарских мусульман – символ утраченного суверенитета.
Фото РИА Новости
Среди посетителей Казанского кремля стремительно распространяется новая традиция. Отныне правоверные мусульмане считают своим долгом семь раз обойти вокруг остроконечного камня, установленного в кремле в память о начале строительства здесь же соборной мечети Татарстана Кул Шариф в 1996 году, а затем помолиться у стен башни Сююмбике, расположенной недалеко от президентского дворца.
Со стороны действия туристов у камня напоминают движение мусульман вокруг Каабы (в Мекке). Местных богомольцев, похоже, не смущает тот факт, что объектом поклонения избран гранитный камень, на котором вместо молитвенных текстов или сур Корана выбит текст указа первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева от 13 ноября 1995 года о строительстве мечети Кул Шариф «в целях сохранения исторической преемственности».
Поклонившись памятному камню, богомольцы отправляются к башне Сююмбике – святилищу, чья история окутана не меньшим количеством тайн и легенд, чем история реконструированной мечети Кул Шариф. Молитвенные обряды здесь напоминают уже не хождение паломников-мусульман вокруг стен Каабы в Мекке, а поведение ортодоксальных иудеев у Стены Плача в Иерусалиме. Люди прикладываются лбами к одной из стен башни со стороны президентского дворца, читают молитвы и загадывают желания. При этом, надо отметить, участвуют в этом обряде как мусульмане, так и православные.
Подобные обряды в Казанском кремле наблюдаются впервые. По мнению руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, выбор объектов квазирелигиозного поклонения не случаен. «В Татарстане возрождается культ личности Минтимера Шаймиева, заложенный еще при его власти, – рассуждает эксперт. – Не случайно и то, что все эти новоявленные традиции хождений вокруг камня с текстом шаймиевского указа о возведении мечети Кул Шариф и поклонения кирпичной стене башни Сююмбике с равнением на президентский дворец появились сразу после назначения директором музея-заповедника «Казанский кремль» бывшего вице-премьера правительства Татарстана Зили Валеевой (ее кресло в кабинете министров занял бывший глава Министерства внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров. – «НГ»), одной из наиболее преданных членов команды экс-главы республики».
По словам Раиса Сулейманова, сакрализация власти первого президента Татарстана стала следствием идеологического вакуума, образовавшегося после ухода Минтимера Шаймиева со своего поста в 2010 году. Нынешние правители республики так и не смогли заполнить эту пустоту, ведь нынешний глава региона – молодой и энергичный Рустам Минниханов – долгое время позиционировал себя сугубо техническим управленцем, лишенным в отличие от своего бывшего босса харизмы Мудрого бабая, как по-прежнему называют в республике Шаймиева («бабай» по-татарски – «дед»). Команда первого президента, который сейчас трудится в созданной для него должности госсоветника и занимает апартаменты в президентском дворце в Казанском кремле, очевидно, решила исправить ситуацию, начав со шлифовки до блеска заслуг Бабая в деле сохранения той самой «исторической преемственности», о которой говорится в указе 1995 года. Ведь если учесть, что реконструированная мечеть Кул Шариф, бывшая на протяжении долгого времени для татарских националистов одним из основных символов суверенитета Татарстана (ставшего главным успехом политики Шаймиева), можно сделать вывод, что авторы прижизненной бальзамации первого президента давят на нужные чувства.
Казань