Ряд депутатов и экологическая общественность Петербурга недовольны намерением Смольного сделать Каменный остров охраняемой природной территорией. В связи с этим депутат питерского Заксобрания Алексей Ковалев подал запрос на имя вице-губернатора Сергея Козырева, в котором интересуется обоснованностью этой идеи.
Каменный остров принадлежит к знаменитым островам, известным по лирике Блока и по дореволюционным мемуарам. В свое время уютное дачное место, после 1917 года он стал базой для оздоровительных и спортивных заведений, с которыми соседствовали не очень комфортные жилые застройки – превращенные в коммуналки ветшающие бывшие дачи. Постепенно здесь стали размещать правительственные резиденции, устраивать дипломатические приемы.
Правительственные дачи и медучреждения остались и сейчас, но земля рядом с ними разделена на участки, стоимость квадратного метра там заоблачна, а клиент, желающий квартиру на Каменном, предел мечтаний любого петербургского риелтора. Здесь живут топ-менеджеры крупных компаний, приближенные к власти лица и «просто» долларовые миллионеры.
Тем не менее по сей день велосипедные и пешие прогулки по улицам и аллеям Каменного острова доступны всем петербуржцам, которые не стремятся заглянуть за высокие изгороди охраняемых VIP-территорий. На Каменный можно попасть и на машине, что уже вызывало неудовольствие «островитян», требовавших спецрежима для авто. Горожане подозревают, что идея с «охраняемой природной территорией» и предназначена для запрета бывать здесь простым смертным.
Автор запроса Алексей Ковалев и его коллеги утверждают, что дело не в «классовой розни», точнее, не только в ней. Недавно губернатором Петербурга Георгием Полтавченко было наложено вето на принятый в трех чтениях городской закон об обследованиях природных объектов в черте города, претендующих на статус охраняемых природных территорий. Суть его в следующем: выявляется то, что подлежит охране – гнездовья редких птиц, занесенные в Красную книгу растения или животные, уникальные особенности геологического строения и т.д. Затем специалисты определяют, какой режим целесообразен – ограничение движения транспорта, уровня шума, строительства сооружений. После этого объект вносится в список охраняемых территорий. «Совершенно безобидный закон, причина вето непонятна – чем он кому-то помешал? – удивляется Алексей Ковалев. – А по Каменному острову никакого обследования не было вообще».
Александр Карпов, директор центра экспертиз ЭКОМ, поясняет: «Все 108 гектаров Каменного острова разделены на земельные участки и улично-дорожную сеть. Если мы говорим о памятниках природы, то пока не можем добиться обследования других мест, которым грозит реальная опасность, – Тарховского лесопарка, области намыва около Сестрорецка и так далее. Ведь территория Петербурга в полтора раза больше Москвы в старых границах, и неверно представлять город как центр с Невским и спальные районы. Депутаты предлагали обследовать не 108, а
27 000 гектаров с лесами, малыми реками, редкими видами деревьев, животных, птиц и рыб. И это было отклонено, а вокруг Каменного острова видится субъективизм и некая коррупционная нота. В чем особый охранный статус? Чтобы спрятать остров от людских глаз и строить-ломать что угодно? А в не получивших этого статуса уголках природы продавать участки и уничтожать природную уникальность?»
Более спокоен Юрий Шевчук, председатель северо-западного отделения экологической организации «Зеленый Крест»: «Чем больше будут охранять, тем лучше. На Каменном острове есть редкие дубы. Утки плавают. А если обследовать, наверняка можно найти много живности, нуждающейся в охране. Но чиновники должны себе представлять, что в случае получения островом нового статуса его обитателям придется столкнуться с ограничениями. Нельзя будет без множества разрешений ничего строить. Нельзя будет выкорчевать дерево или посадить что-то привезенное неизвестно откуда. Нельзя будет в определенное время (например, во время гнездования птиц) устраивать шумных мероприятий с фейерверками. Особые ограничения коснутся прибрежных полос». В этом случае, видимо, столь похвальное стремление к самоограничению во имя экологии можно только приветствовать.
Санкт-Петербург