Антипинский НПЗ – одно из самых современных предприятий страны.
Фото с сайта www.phototyumen.ru
Об отставании нефтепереработки в России от промышленно развитых стран мира чиновники, ученые и эксперты говорят не первый год. Малая глубина переработки черного золота, изношенность основных фондов, невысокое качество конечных продуктов способствуют сохранению зависимости экономики от сырьевого сектора.
Тем ценнее в этих условиях нарабатываемый в последнее десятилетие в Западной Сибири опыт частно-государственного партнерства, результатом которого должно стать производство уже в ближайшие годы топлива стандарта «Евро-5» – самого строгого на сегодняшний день европейского экологического норматива, регулирующего содержание вредных примесей в выхлопных газах.
Нерадужная диспозиция
По всем статьям – только такими словами можно охарактеризовать отставание российской нефтепереработки от мировой. Так, по данным заместителя завкафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина Елены Чернышевой, доля отечественных бензинов, удовлетворяющих требованиям «Евро-3» и «Евро-4», составляет 38% от всего объема выпускаемого бензина, а доля дизельного топлива, удовлетворяющего требованиям классов «4» и «5», – всего 18%. А ведь в Европе готовятся к введению еще более жестких требований к горючему – стандарту «Евро-6»…
Объем переработки нефтяного сырья в стране растет, но весьма малая глубина передела приводит к выпуску значительного количества нефтепродуктов низкого качества, не востребованных на внутреннем рынке и поставляемых на экспорт в качестве полуфабрикатов. Высокую добавленную стоимость в результате получают зарубежные конкуренты.
Сложившееся положение Ринат Галиев, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти, объясняет тем, что в советские годы приоритетом являлось наращивание объемов добычи нефти и на НПЗ сооружались установки первичной перегонки с дополнением в виде установок каталитического риформинга бензина и неглубокой гидроочистки дизельного топлива. Вторичным, углубляющим процессам уделялось значительно меньше внимания.
Отсюда цифры: мощности каталитического крекинга составляют в США 35%, а в России – 6,6% от объема переработки нефти, мощности гидрокрекинга – 9% в США и 0,4% в России и т.д.
Справедливости ради надо сказать, что на государственном уровне приняты документы, призванные подвигнуть собственников и инвесторов отечественных НПЗ к модернизации. Так, согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, правительство объявило в 2009 году о планах по выравниванию экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты с целью стимулирования повышения глубины переработки.
В ответ на это, а также с учетом принятого в 2008 году технического регламента нефтяные компании приступили к реализации соответствующих проектов. В случае их полной реализации общий объем переработки в стране увеличится более чем на 15%.
В Энергетической стратегии России до 2030 года декларируется необходимость к 2020 году достигнуть глубины переработки нефти 83%, а к концу действия документа – 90%. Если учесть, что на рубеже нулевых и десятых нормальной для страны считалась цифра 70%, то намеченные планы обнадеживают.
Сапожники без сапог
Что же не может не тревожить, так это обязательное при коренной модернизации старых заводов привлечение огромных даже для нефтянки инвестиций. Не случайно же «по многочисленным просьбам трудящихся» (читай: крупнейших компаний) неоднократно срывались сроки введения ступеней техрегламента на моторные топлива – окончательный переход на «Евро-3», напомним, первоначально отложили с 2009 года на 2011-й, а затем на 2013-й.
═ Качество производства на заводе гарантировано применением современных технологий. |
Стоит ли в этих условиях рассчитывать, что отечественные переработчики хотя бы в ближайшую пятилетку освоят выпуск топлива стандарта «Евро-5»? Оказывается, стоит.
О такой возможности заявило руководство Антипинского НПЗ – предприятия отраслевого «среднего класса» из Тюменской области, занятого строительством третьей очереди производства. Уместно вспомнить, что регион, в котором сосредоточено 72% российских запасов нефти и 91% природного газа, никогда не имел собственной сколько-нибудь серьезной переработки. В большую Тюменскую область, включающую Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, светлые нефтепродукты завозились с расстояния от 600 до 800 км – из Омска, Перми и Уфы.
Между тем потребность огромной территории от Казахстана до Северного Ледовитого океана в горючем составляет, по разным оценкам, от 5 до 15 млн. тонн (или даже больше). Гигантский разброс цифр объясняется тем, что эксперты очень редко уточняют, идет ли речь о всей большой области или только о ее южной части, без округов, а также не поясняют, подсчитаны ли исключительно бензин и дизтопливо или все нефтепродукты вообще.
Отсутствие собственного производителя в регионе неизбежно оборачивается неустойчивостью цен, а то и перебоями в поставках. Обратившие внимание на эти рыночные несуразицы инвесторы из группы «Нефтехимические технологии» (ныне объединившиеся в управляющую компанию New Stream) встретились с руководителями области и нашли общее понимание как в части предоставления налоговых льгот, так и в плане всесторонней административной поддержки.
Благо в пригороде Тюмени Антипино нашелся свободный участок, находящийся в непосредственной близости как от магистрального нефтепровода, так и от железной дороги. И закипела работа! Да так, что основанный в июле 2004 года завод уже в ноябре 2006-го дал первую продукцию. Пусть это были «какие-то» 400 тыс. тонн в год, но вначале техническое перевооружение, а потом пуск второй технологической очереди довели общую мощность переработки на Антипинском НПЗ до 4,1 млн. тонн к концу 2012 года.
Рынок открыт!
«Уникальность проекта в принципиально новом подходе к производству, – говорит генеральный директор предприятия Геннадий Лисовиченко. – Завод строится с использованием самых современных технологий и оборудования, что позволяет обеспечивать стабильный выпуск высококачественной продукции. Но без помощи правительства региона стройка подобного масштаба вряд ли была бы возможна. Начиная с вопроса с землей мы все время чувствуем поддержку, которая самым благоприятным образом отражается на воплощении проекта».
«На примере Антипинского НПЗ можно проследить, как отрабатывается механизм частно-государственного партнерства, – отмечает губернатор Тюменской области Владимир Якушев. – К примеру, во время посевной или уборочной аграриям необходим большой объем топлива, и мы обращаемся ко всем компаниям с предложением реализовать горючее крестьянам по минимальной цене. Здесь уже многое зависит от компании – насколько она готова уступить в цене, но выиграть на объеме. Антипинский НПЗ, как правило, всегда откликается. Мы, со своей стороны, учитываем, что это серьезные инвестиции в экономику региона, и стараемся решать возникающие вопросы, в том числе связанные с предоставлением налоговых льгот».
В Антипино не останавливаются на достигнутом и ведут строительство третьей очереди. К концу 2015 года завод должен увеличить свою мощность до 7,5 млн. тонн в год, достигнув максимальной глубины переработки нефти в 94%, а также наладить выпуск нефтепродуктов стандарта «Евро-5». Объем инвестиций в проект с 2010 по 2015 год составит 1,5 млрд. долл., а численность работающих к 2016 году – 2600 человек.
Однако даже выход АНПЗ на проектную мощность не закроет всей потребности региона в горюче-смазочных материалах. Тем более что проводимая на заводах-ветеранах модернизация не добавляет устойчивости топливному рынку. Значит, работы будет много и у антипинцев, и у других инвесторов, желающих заняться переработкой углеводородного сырья на тюменской земле.
Тюмень–Москва