К зиме россияне должны окончательно расплатиться по основным имущественным налоговым обязательствам за 2011 год. Срок уплаты налога на имущество физических лиц истек 1 ноября. Крайний срок для выплат земельного и транспортного налогов региональные власти устанавливают самостоятельно, но не позднее, чем 1 декабря. За каждый календарный день просрочки будет начисляться пеня.
Впрочем, нарушать график налоговых выплат у граждан нет никаких поводов. В этом году мы впервые получили единое налоговое уведомление, в котором содержится информация сразу о трех налогах, что позволяет избежать путаницы с документами. Не должно возникнуть и технических проблем. Федеральная налоговая служба (ФНС) информирует, что заплатить налоги можно в отделениях банков, через терминалы или банкоматы кредитных организаций – наличными и с помощью банковских карт. Также можно воспользоваться услугой онлайн-банкинг через интернет-сервис ФНС «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Для этого, правда, нужно получить личный пароль в любой налоговой инспекции. А вот пользоваться услугами небанковских платежных агентов для уплаты налогов ФНС не рекомендует, поскольку они начисляют за это незаконные комиссии.
В письме Банку России «Об уплате налоговых платежей через платежных агентов» от 15 августа прошлого года Федеральная налоговая служба напомнила, что статья 45 Налогового кодекса РФ четко определяет, как граждане могут платить налоги. Это можно делать через банки, кассы местной администрации или отделения «Почты России». «Данная норма не позволяет перечислять денежные средства в счет уплаты налогов через иные организации, кроме названных выше», – говорится в письме.
Также ведомство сообщило, что Налоговый кодекс РФ запрещает финансовым организациям брать комиссии с физических лиц за налоговые платежи. ФНС не сомневается в том, что к налоговым сборам «не может быть применима практика начисления комиссионных», к которой сегодня прибегают платежные агенты. Но, несмотря на ясную позицию налоговой службы по этому вопросу, «терминальщики» продолжают брать комиссионные с граждан. В системах «КИВИ» и «Яндекс. Деньги» комиссия за каждое налоговое отчисление составляет 30 руб.
Проблема в том, что сегодня не существует единых правил для участников платежного рынка. А это – банки, банковские агенты, которые сотрудничают с кредитными организациями и «терминальщики», заключающие договора с получателями платежей. Деятельность агентов регулируется принятым в 2009 году Законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Еще на стадии обсуждений он вызвал жаркие споры. Бывший депутат Госдумы и финансовый омбудсмен, а ныне советник председателя ЦБ РФ Павел Медведев высказал мнение, что этот закон противоречит Гражданскому кодексу, так как «позволяет физическому лицу сделаться банком». По его словам, платежные терминалы опасны потому, что не контролируются государством так же жестко, как банки. Правомерность этих опасений сегодня как раз подтверждается тем, что небанковские платежные системы не соблюдают требования Налогового кодекса, пользуясь своим особым статусом.
То, что рынок мобильных платежей очень сложный и требует единого надзора, признают на государственном уровне. Закон о национальной платежной системе, вступивший в силу в этом году, фактически ставит всех платежных агентов под контроль ЦБ. Это должно решить множество проблем, в том числе сократить число мошенничеств через терминалы.
По мнению экспертов рынка электронных платежей, банковский надзор ему необходим. Дело в том, что этот рынок переживает бум именно банковских операций. Россияне в массовом порядке начали пополнять свои текущие счета и гасить кредиты через терминалы. Число таких транзакций выросло за последний год более чем на 100%. И хотя по-прежнему львиную долю оборота терминалов составляют платежи за услуги связи, специалисты уверены, что будущее рынка не за ними. Услуги ЖКХ, мобильный телефон и Интернет, по их мнению, со временем все чаще будут оплачивать с банковских счетов в режиме автоплатежа.
Именно поэтому необходимо как можно быстрее на рынке электронных платежей навести порядок. Тогда даже в самых дальних уголках страны люди получат доступные и качественные платежные услуги от агентов, соблюдающих законы и единые правила поведения на рынке.