Брейн, Бартель (Бартоломеус) старший. Мужской портрет. Дерево (дуб), масло.
Фото предоставлено XXXIII РАС
Российский антикварный салон для столицы и даже для России – больше чем просто встреча коллекционеров, продающих образцы редких картин. Для многих посетителей – это единственная возможность увидеть шедевры живописи, которых нет сейчас и вряд ли можно ожидать в российских музейных собраниях в ближайшие годы. Тем ценнее становится выставка, которая пройдет на Антикварном салоне в Центральном доме художника с 20 по 28 октября. Посвященная Году Германии в России, экспозиция продемонстрирует работы немецкой живописи конца XV – первой половины XVI века из частных собраний московских коллекционеров.
Собирательство немецкой живописи периода поздней готики и Возрождения в России, как и в Западной Европе, началось довольно поздно. В XVIII веке эстетические вкусы коллекционеров ограничивались картинами эпохи барокко, рококо и классицизма. В 20-х годах XIX века ситуация решительно поменялась, и на волне всеобщего интереса к художественному наследию мастеров германоязычного региона в России начинают обращать пристальное внимание на искусство северной готики. Первыми пополнились коллекции дипломатов Дмитрия Татищева и Павла Вяземского, чутко воспринявших меняющиеся вкусы европейского общества. Позднее сформировались собрания Дмитрия Щукина и Генриха Брокара.
На выставке Антикварного салона будут экспонироваться картины, принадлежащие четырем известным московским коллекционерам: Василию Горященко, Максиму Кочерову, Андриану Мельникову и Михаилу Перченко.
В числе 20 работ, представляющих временной отрезок с конца XV века до первой половины XVI века, самой ранней является доска «Св. Георгий отказывается поклониться языческому идолу» кисти анонимного швабского мастера (круг Бартоломеуса Цайтблома), датированная 1496 годом, а также композиция «Бичевание Христа» также кисти анонимного швабского мастера. Наиболее ценной является редкое по иконографии и выдающееся по художественному качеству изображение сцены Благовещения (с мистической охотой на единорога и Древом Иесея), которое было написано в конце XV века в регионе Верхнего Рейна монограммистом AG, входившим в число ближайших последователей Мартина Шонгауера.