«Со следующего года нефтеперерабатывающие заводы России прекратят выпуск бензина и дизельного топлива стандарта Евро-2, освоив производство нефтепродуктов более высокого качества. Использование топлива класса Евро-3 и выше позволит существенно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, что будет способствовать улучшению экологической обстановки», – с этих слов начинались статьи о топливном рынке и в 2008, и в 2010 годах... Наступал Новый год, звенели бокалы, но перемен в нефтяной отрасли так и не происходило.
Решение о скором переходе страны на Евро-3 было озвучено уже не раз. Однако выяснялось, что некоторые нефтяные компании не уложились в срок, отведенный на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, и не готовы выпускать топливо с пониженным содержанием вредных веществ. Компании, отстающие от графика, объясняли, что отказ от низкосортного топлива приведет к дефициту на АЗС, поскольку другое топливо они производить не могут. Понимая, к каким последствиям может привести дефицит топлива, правительство соглашалось предоставить дополнительное время на обновление производственных мощностей.
Если в 2008 году топливо Евро-2 еще не выглядело полным анахронизмом, то сейчас его можно воспринимать как что-то вроде кассетного магнитофона или пленочного фотоаппарата. Автопарк в России стремительно обновляется. Даже отечественные автозаводы начали выпускать машины, для которых требуется топливо Евро-3 и Евро-4, а иностранные производители давно ориентируются на Евро-5. Низкосортное топливо не только приводит к ускоренному износу деталей автомашин, но и вредит здоровью людей. Понимая, что пора принимать серьезные меры, государство обязало нефтяные компании принять так называемое четырехстороннее соглашение, в подписании которого наряду с производителями нефтепродуктов приняли участие Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС.
Впрочем, не все компании дожидались сурового окрика со стороны регулирующих органов. ЛУКОЙЛ, Башнефть, ТНК-BP обновили НПЗ даже с опережением графика. В Москве использование топлива класса ниже Евро-3 было запрещено еще во времена, когда городом управлял Юрий Лужков. Московский НПЗ, управляемый «Газпром нефтью», с 2007 года обеспечивает город качественным бензином. Нижегородский завод ЛУКОЙЛа начал поставлять топливо Евро-3 еще в 2006 году. Модернизация заводов продолжалась, и на сегодня предприятия указанных выше компаний освоили нормы Евро-4 и Евро-5.
Казалось бы, в этот раз отказ от Евро-2 пройдет без накладок. Однако в конце августа заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что компании «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» не укладываются в согласованные ранее сроки модернизации НПЗ и просят правительство в очередной раз скорректировать план ввода топливных стандартов. При этом компания «Роснефть» является одним из крупнейших производителей автобензина в стране. Особую остроту нынешней ситуации придает тот факт, что Россия синхронизировала сроки перехода на топливо высоких экологических классов с партнерами по Единому экономическому пространству – Белоруссией и Казахстаном. «Для России создание Единого экономического пространства является проектом, которым она очень дорожит, потому что он позволяет России оставаться региональным лидером. Компании, которые обращаются в правительство с просьбой о пересмотре (четырехсторонних) соглашений, серьезно подводят российское руководство в целом», – считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
В ежегодном государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году», подготовленном Минприроды РФ весной 2012 года, в IV части содержится еще один упрек в адрес некоторых НПЗ, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. В докладе говорится, что на долю НПЗ «Роснефти» приходится 24,4% от общего объема вредных выбросов в атмосферу.
«Если правительство проявит твердость и мы наконец-то перейдем на более высокий класс топлива, это не только будет позитивно для качества жизни граждан, так как значительно улучшит экологическую обстановку в городах, но и подтолкнет модернизацию всей отрасли. Я категорически против того, чтобы была дана очередная отсрочка. Те компании, которые проявили активность и взяли на себя ответственность, давно сумели модернизировать свои предприятия и уже выпускают топливо Евро-5», – заявил член Совета Федерации, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны природы Константин Цыбко.
Данные обзора финансового состояния и результатов деятельности «Роснефти», размещенные на сайте компании, позволяют подсчитать, что задолженность компании превысила 20 млрд. долл., увеличившись за год на 81%. Обремененная долгами, «Роснефть» тем не менее проводит, по мнению экспертов, расточительную политику. Компания, вероятно, увлеклась крупномасштабными дорогостоящими проектами, которые окупятся в лучшем случае лишь через десятилетия. Это и строительство НПЗ в Китае стоимостью 5 млрд. долл., и строительство нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке, развитие там шельфовых проектов общей стоимостью 70 млрд. руб., и проект строительства нового НПЗ в Подмосковье, оцениваемый в 7 млрд. долл.
Но при этом незаметны заботы о самом насущном – о здоровье населения. Руководители «Роснефти» словно забывают об экологии городов, а соблюдение Технического регламента, четырехсторонних соглашений, призванных снизить вредное воздействие на человека и окружающую среду, вероятно, отходит на второй план.
В то же время проблемы с оборудованием на действующих мощностях часто становятся причиной сверхнормативных выбросов. В середине июля жители Комсомольска-на-Амуре ощутили сильный неприятный запах. Как сообщалось на сайте губернатора Хабаровского края (07.09.12), комиссия по чрезвычайным ситуациям все-таки выяснила, что источником ядовитых газов является Комсомольский НПЗ, входящий в структуру «Роснефти». А Экологическая вахта по Северному Кавказу периодически публикует на своем сайте сведения о противостоянии жителей Туапсе и сотрудников предприятий «Роснефти» в городе.
«У «Роснефти» как у крупнейшей российской нефтяной компании специфичные задачи. Она стремится к сохранению лидерства и дальнейшему наращиванию влияния как в России, так и за ее пределами. Вспомните проекты в Арктике, желание купить половину ТНК-ВР, строительство НПЗ в Московской области плюс проект строительства НПЗ в Китае. На все это нужны большие деньги. Конечно, в этой ситуации модернизация своих НПЗ в России явно не входит в число приоритетных задач, понятно желание менеджеров компании максимально растянуть во времени инвестиции в модернизацию переработки, делая ставку на продвижение в других сферах бизнеса», – пояснил журналу «Эксперт» директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.
От крупнейшей российской нефтяной компании, к тому же находящейся под контролем государства, граждане вправе ожидать иной расстановки приоритетов. Ведь платить по долгам будет государство, а значит, в конечном счете мы с вами. Но если уж платить все равно придется, хорошо бы при этом хотя бы не задыхаться от выхлопных газов по устаревшим регламентам.