Строительство, как знают в России все, – дело хлопотное. Помешать возведению объекта гораздо легче, чем его построить. И этим все чаще стали пользоваться «социально активные» персоны, стремящиеся сделать политическую карьеру.
Наиболее частой причиной конфликта между застройщиками и местными жителями становится экология. На этой теме легче всего спекулировать людям, готовым ради личных, в том числе корыстных, интересов спровоцировать возмущение жителей в той или иной местности. В их руках «экология» становится серьезным инструментом борьбы за политические, а иногда и экономические интересы.
Глядишь, а видный эколог и общественник уже стал политиком, еще шаг – он уже лоббист: вполне респектабельный защитник интересов крупных финансово-промышленных групп, сошедшихся в острой конкурентной борьбе.
Благодаря такой тенденции в ближайшее время в стране может появиться новый вид политики – «экологическое рейдерство». В Краснодарском крае под подобный «каток» попала береговая полоса у Черноморского побережья. Лидер туапсинского «Яблока» Евгений Витишко и активист Экологической вахты по Северному Кавказу Сурен Газарян, которые были мало кому известны, получили хороший пиар, митинги и демонстрации в свою поддержку именно на этой волне.
Ситуация со строительством в Новогорске под Москвой – еще один пример этого. Там, например, планируется митинг, на котором некие «начинающие экологи» собираются организованно выразить недовольство возведением новых объектов, а также потребовать от администрации Московской области помешать реализации важнейших инфраструктурных проектов.
Однако строят в Новогорске не просто очередной жилой комплекс или торговый центр, а инфраструктурную сеть, способную превратить маленький подмосковный город в один из крупнейших спортивно-образовательных центров области.
Схема работы «экологических рейдеров» отработана до мелочей. Как правило, в качестве объекта атаки выбирается новый крупный строительный проект, строящийся недалеко от лесопарковых зон или природных парков. Такими рейдерами оперативно, в кратчайшие сроки (благо федеральное законодательство теперь поощряет любые объединительные инициативы) создается общественное движение, информация о котором начинает массово распространяться в Интернете. За небольшие, в общем, деньги создается видимость солидного представительства.
Далее находится несколько недовольных местных жителей (а такие есть всегда), привозятся со стороны борцы-активисты, профессионально подготовленные бузотёры – и вот пресса сообщает о «митинге в защиту экологии».
Народу – горсть, а медийность события нагнетается: случается, что «экологические рейдеры» для красного словца занимаются тихой подменой понятий. Итак, борцы за экологию возмущаются уничтожением природного парка в пойме реки Сходни. Для справки: площадь природного парка – 250 га, площадь стройки – 6 га. Даже если бы стройка велась в самом сердце парка (а это не так – стройка не в границах парка, это запрещено законом), то и тогда 6 га вряд ли могли бы уничтожить парк. При этом парк окружен 17- и 28-этажными новостройками Красногорска, а Сходня далее по руслу уходит в металлическую трубу.
И наличие рядом с Новогорском двух асфальтовых заводов почему-то этих экологов совсем не волнует, зато строительство ледового дворца, дворца восточных единоборств, плавательного комплекса и комплекса для тренировки гимнастов, где, на минуточку, будут преподавать детям олимпийские чемпионы и чемпионы мира, вызывает бурю негодования. Наверное, эти спортивные сооружения следует возводить в какой-нибудь отравленной промышленной зоне, чтобы дети, занимаясь спортом, глубже дышали?
За «экологическими рейдерами» часто стоят достаточно влиятельные силы, имеющие специфические интересы в тех самых районах, где «экологи» и разворачивают шумные кампании.
Кстати, в ситуации с Новогорском тоже есть интересанты: достаточно внимательно изучить список митингующих защитников экологии.
В этом списке, например, бывший глава химкинской администрации Юрий Кораблин и бывший министр экономики Андрей Нечаев – те еще экологи, но зато политики записные. Причем последний, как говорится, издалека заходит: раздумывая, баллотироваться ему в мэры Химок или все-таки нет. А для Кораблина, видимо, поле деятельности не совсем новое – в его биографическое портфолио входят весьма интересные вещи. В свое время Кораблина обвиняли в заговоре против подмосковных властей, а депутат Госдумы Александр Хинштейн писал о том, как экс-мэр пытался купить голоса депутатов (см. «МК» от 29.01.02). Теперь, как пишут граждане нынешнему главе региона Сергею Шойгу, Кораблин «привлекает за деньги экологов, которые также дезинформируют жителей Химок и Новогорска».
Между тем новогорский проект – по сути, первый в России спортивно-образовательный кластер. Тема, что называется, горячая и должна вызвать интерес не только со стороны региональных, но и федеральных властей. А это уже не шутки: речь идет о создании солидного политического капитала, причем за короткие сроки.