Чечня и Ингушетия продолжают определять границу между двумя республиками. Специальные комиссии по демаркации в субъектах Федерации вновь активизировались, пока, правда, предпочитая не разглашать информацию о ходе размежевания. Однако северокавказские политики и общественники все жестче высказываются о пограничном вопросе.
Главным предметом спора двух вайнахских субъектов Федерации являются северо-восточная часть Малгобекского района, некоторые земли Сунженского района и территория вокруг поселка Горагорский. При разделе Чечено-Ингушской АССР и создании Ингушетии в 1992 году Сунженский район был поделен на две части, и, согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, треть его жителей составляли чеченцы. Значительное число чеченцев (более 20%) проживали в 2002 году в Малгобекском районе Ингушетии.
Резкий тон дискуссии изначально задал глава Чечни Рамзан Кадыров, заявивший, что «межевая линия, которую мы никогда не проводили и которой никогда не интересовались, изо дня в день, из месяца в месяц двигается внутрь Чеченской Республики». Кадыров отметил, что «Сунженский район, значительные территории Малгобекского района являются частью Чечни», пообещав поднять вопрос определения административной границы между соседними регионами на федеральном уровне, и создал спецкомиссию, которая должна заняться демаркационным вопросом.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров высказался категорически против такой позиции коллеги. «Заявление такого плана, как «все знают о том, что Сунженский район и часть Малгобекского района – это чеченские земли», – это не более чем неуважение к нашему народу. Убедительно прошу руководителя субъекта воздержаться от таких заявлений», – заочно передал Евкуров Кадырову. Чуть позже он был еще более радикален. «Все эти действия приведут к конфликту между нашими народами. Ни мне, ни Кадырову народы этого не простят и не позволят», – отметил Юнус-Бек Евкуров. По словам главы Ингушетии, граница между Ингушетией и Чечней сложилась, устоялась, и «она не должна смещаться ни в одну из сторон».
Ответом на высказывания Евкурова стало совместное обращение уполномоченного по правам человека в Чечне Нурди Нухажиева и Общественной палаты республики, которое расширенно обосновывает заявления Кадырова о принадлежности Чечне Сунженского и Малгобекского районов. Причем обоснование изложено со ссылками на договоренности между Ингушетией и непризнанной «Чеченской республикой Ичкерия».
В дискуссию вступил и депутат Госдумы Адам Делимханов, заявивший, что слова главы Ингушетии противоречат российским законам, обычаям и традициям вайнахского народа. «Видимо, Евкуров не в полной мере владеет информацией и историей данного вопроса, к сожалению, дестабилизирует и нагнетает ситуацию вокруг проблемы, требующей крайне деликатного подхода, за который впоследствии придется отвечать. Прежде чем претендовать на чужие территории, следовало бы заняться проблемами обеспечения мира и стабильности в Ингушетии и судьбой ингушского народа», – утверждает Делимханов в заявлении, опубликованном на официальном портале главы Чечни. «Евкуровы приходят и уходят, а вайнахский народ веками жил и будет жить в мире и согласии», – заключает Делимханов.