В последние годы такой период отечественной истории, как 90-е годы ХХ века, упоминается в СМИ, кинофильмах и литературе преимущественно как страшное и дикое время бандитского беспредела и называется не иначе, как лихие 90-е. Все это противопоставляется нынешней относительно спокойной и стабильной жизни. А ведь не прошло еще и полтора десятилетия. Но так ли далеки 90-е годы от нас, как нам того хотелось бы?
Некоторые характерные черты той злой эпохи не изжиты и по сей день. Играть по новым правилам, предполагающим прозрачную налоговую политику, информационную открытость и социальную ответственность, готовы не все. Громче всего эхо приватизации слышно в Самарской области, где находится крупнейший в мире завод по производству аммиака – ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ). 20 лет назад это передовое и известное на весь мир предприятие попало под контроль семьи Махлай. Сама неоднозначная схема перехода завода в частные руки вызывала много вопросов у жителей и заводчан – бывшему «красному директору» Владимиру Махлаю удалось получить ТоАЗ с минимальными издержками, по сути приватизировав гигантский химкомбинат по упрощенному варианту. Как отмечает самарский областной аналитический еженедельник «Хронограф» (см. номер от 15.03.12), не исключено, что «административную поддержку на уровне правительства» Махлаю оказывал председатель областного комитета Госкомимущества Владимир Мамигонов, с тех пор заседающий в совете директоров предприятия.
После столь бодрого старта не многие удивлены, что в дальнейшей истории завода его топ-менеджеров не раз подозревали в разного рода злоупотреблениях, они вступали в конфликты с госструктурами, миноритарными акционерами и даже собственными сотрудниками. В этой истории можно обнаружить даже атрибуты классической мафиозной саги: подозрительные финансовые схемы на сотни миллионов долларов, бегство от правоохранительных органов, договоренности с профсоюзными боссами.
После того как Владимир Махлай получил контроль над «Тольяттиазотом», по данным ИА Росбалт (13.08.2012), сбыт был переориентирован на швейцарские компании Nitrochem Distibution AG и Ameropa AG, принадлежащие его давнему партнеру по бизнесу Феликсу Циви, а после его смерти перешедшие сыну – Андреасу Циви. По информации еженедельника «Хронограф» (см. номер от 12.04.12), «в советах директоров всех фирм фигурировали практически одни и те же люди, в том числе Андрей Махлай и Сергей Махлай» – сыновья Владимира Махлая. Как можно понять из сообщений СМИ, суть схемы заключалась в том, что в кантоне Биннинген, где зарегистрированы Nitrochem Distribution и Ameropa, ставка налога на прибыль для компаний, ведущих деятельность за рубежом, составляет всего 2%. Как сообщает издание «Век» (см. номер от 13.08.12), «сопоставление отчетов менеджмента ОАО «Тольяттиазот» с фактическими объемами продаж, декларируемыми в авторитетных отраслевых агентствах и фактическими ценами продаж, показывает, что в 2008–2011 годах прибыль «Тольяттиазота» ежегодно занижалась на 100–200 млн. долл. В целом за четыре года менеджмент «Тольяттиазота», продавая продукцию предприятия по заниженным ценам «своим» офшорам, мог вывести около 560 млн. долл. недополученной прибыли. Сумма недоплаченных налогов в бюджеты всех уровней с этой суммы превышает 3 млрд. руб.».
Тем временем сам флагман отечественного химпрома от катастрофического недоинвестирования, похоже, гибнет. По информации Агентства политических новостей (17.07.12), «в прошлом году проверка Ростехнадзора выявила на заводе более 500 грубых нарушений» в области промышленной безопасности. Многие из них могли даже быть чреваты техногенными катастрофами федерального масштаба. А по данным Научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза (ГИАП), которые приводит тольяттинский городской сайт ТЛТгород.ру (23.04.12), «по показателям эффективности производства ОАО «Тольяттиазот» занимает последнее место среди предприятий отрасли». Хотя в прошлом году младший сын Махлая – Сергей – заменил пожилого Владимира Николаевича на его постах и сам стал главой семьи, выкованные в 90-е методы работы, видимо, остались прежними.
Возникает закономерный вопрос: как этой семье удается столько времени так работать и оставаться на своем месте? Пока он без ответа.
Еще один, почти всегда предпочитавший оставаться в тени фигурант этой истории – юрист ОАО «Тольяттиазот» Сергей Замошкин, адвокат по уголовным делам. Казалось бы, зачем химическому заводу вообще может понадобиться специалист такой профессии? Это же не наркокартель какой-нибудь! Однако не все так просто. У Махлаев, как и любой уважающей себя семьи, должен быть свой советник, представляющий их интересы в диалоге с политиками, профсоюзными лидерами и судьями. И Сергей Замошкин неплохо вжился в роль правой руки Махлая.
Впрочем, в середине нулевых вышел прокол – следователи всерьез заинтересовались делами семейства на «Тольяттиазоте» и возбудили уголовное дело против Владимира Махлая по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в особо крупных размерах. Махлаю пришлось бежать за границу, где он и находится по сей день.
А в начале августа этого года, как отмечает ИА Regnum (27.08.12), Следственное управление СК РФ по Самарской области провело обыски и изъятия документов в принадлежащем Сергею Махлаю Тольяттихимбанке, финансовом центре ОАО «Тольяттиазот», о чем не раз уже сообщали СМИ. Обыски в компаниях семьи, связанные с начатым в феврале 2012 года уголовным делом, уже проходили и в мае, после того как против менеджеров ТоАЗа было начато расследование. Уголовное дело, возбужденное по заявлению ОАО «ОХК «Уралхим» (владеет 9,74% акций ТоАЗа) по ст. 185.4 УК РФ, предусматривает от штрафа до пяти лет лишения свободы за воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. Изучая изъятые документы, следователи анонсировали громкие результаты дела.
Все это говорит о том, что двадцатилетняя история «оптимизации» налогов неумолимо близится к закономерному финалу, а финансовые схемы предприятия находятся в серьезной опасности. Скрывающимся за границей хозяевам ТоАЗа, вероятно, остается лишь ждать, когда их многолетняя империя в одночасье рухнет, а безбедная жизнь в Англии и Швейцарии за счет шатающегося химического гиганта прекратится. Как сообщал Интерфакс (12.07.12), вероятно, в стремлении спасти империю Махлаев, Сергей Замошкин заявил, что «Тольяттиазот» до сих пор остается объектом интереса со стороны рейдеров. В прессе начали появляться комментарии юриста, в которых он ни много ни мало высказывает мнение, что дело возбуждено незаконно.
В ответ на эти слова Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской области на своем сайте сделало заявление, что действия сотрудников СУ СК региона были признаны судом законными и обоснованными, а заявления Замошкина можно расценить как оказание давления на следствие.
В словах Замошкина в адрес правоохранительных органов чувствуется то ли отчаяние, то ли стремление доказать боссам, что от него все еще есть какой-то толк. Впрочем, эмоции здесь уже вряд ли помогут. Борьба с беспределом в стране все-таки начала приносить плоды. И это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом: остатки традиций 90-х уходят в прошлое. Появились реальные шансы на то, что средства «Тольяттиазота» будут возвращены предприятию, а недоплаченные налоги – в бюджет Самарской области.