Рекламы в историческом центре города больше не будет.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Москва, как мегаполис, отличается огромным количеством наружной рекламы. Под рекламное пространство используется практически все: ремонтируемые фасады старинных зданий залеплены пестрыми плакатами, крыши домов заставлены билбордами, заборы увешаны постерами и даже воздух занят рекламными растяжками. Подобное засилье территории рекламой вызывает недовольство горожан, да и самих рекламщиков. Поэтому власти столицы проводят реформу на рынке столичной наружной рекламы. Реформа вводит ограничения и стандарты на рекламные конструкции, разработана территориальная схема их размещения. Кроме того, новые правила проведения торгов на размещение рекламы должны значительно пополнить городской бюджет. Об этом заявил руководитель Департамента СМИ и рекламы города Москвы Владимир Черников.
На сегодняшний день в городе больше 100 тыс. единиц рекламных конструкций. При этом около 60% из них незаконны. Существующие правила, регламентирующие размещение наружной рекламы, не имели общего понятийного аппарата, что позволяло заинтересованным лицам вносить в них изменения и трактовать свое видение развития рынка. По результатам опроса, 64% москвичей категорически против того, чтобы размещать рекламу в историческом центре Москвы, а 81% москвичей ответили, что поддерживают намерение столичных властей снизить количество уличной рекламы в городе.
Вопрос о создании новых, закрепленных законодательно правил размещения рекламы в городе встал особенно остро в последнее время. По словам руководителя Департамента СМИ и рекламы Москвы Владимира Черникова, новые правила – это инструмент создания безопасной и комфортной среды для москвичей. «Задача новых правил заключается в том, чтобы сделать город чище и, как ни странно, безопаснее. Надо понимать, что условия диктуются не только нашим ведомством, но и другими городскими структурами. К примеру, убрать с улиц экраны с динамической рекламой – это требование ГИБДД. Дело в том, что транслируемые ролики отвлекают внимание водителей», – сказал Владимир Черников.
В процессе разработки новых правил размещения рекламных конструкций столичные власти провели круглый стол совместно с Московской рекламной гильдией (МРГ). Сами рекламщики заинтересованы в том, чтобы созданный нормативный документ четко регламентировал взаимоотношения предпринимателей с исполнительными органами власти, исключал коррупционную составляющую, поддерживал условия для развития бизнеса и здоровой конкуренции. От МРГ поступило 56 замечаний к концепции, большая часть которых учтена.
Теперь, согласно новой созданной концепции, Москва будет поделена на 14 зон, регламентирующих размер конструкций и стандарты их расположения. Появится также территориальная схема размещения объектов в рамках созданных зон. Рекламные конструкции можно будет устанавливать только в отведенных местах, и также будет учитываться и максимальная площадь конструкции. Четкость, порядок добавит рекламному рынку и тот факт, что право на использование места отныне будет разыгрываться через тендер. «Эта схема будет согласована и с Москомархитектуры, и с Мосгорнаследием, – пояснил Владимир Черников. – Ранее победитель торгов получал право размещать рекламу, а в дальнейшем уже сам согласовывал конкретное место расположения и ее особенности. Теперь на торги будет выставляться схема, в соответствии с которой оператор должен будет работать. Уверен, что при этом уйдет и коррупционная составляющая, связанная с согласованиями размещения рекламы».
Также известно, что будут запрещены панельные рекламные конструкции на крышах домов в пределах Третьего транспортного кольца, реклама на крупноформатных носителях и флагах. По предложению ГИБДД, для безопасности водителей будет запрещена динамическая реклама на видеоэкранах и подсвеченных панелях-кронштейнах. Возможное количество установки самого востребованного формата – рекламных щитов 3х6 м – сократится на тысячу конструкций. По словам Черникова, после принятия новых правил придется демонтировать около 7,5 тыс. рекламных конструкций, что составляет почти треть от имеющихся.
Стоит отметить, что реформа рекламного рынка принесет существенную прибыль в городскую казну за счет увеличения налоговых поступлений. «В данный момент бюджет города за год получает от размещения «наружки» около 2 миллиардов рублей. Это, прямо скажем, несерьезно, – сказал Владимир Черников. – Остальная и значительная часть рекламных денег «рассредоточивается» мимо бюджета. Раньше только годовой объем рынка рекламы на строительных заборах оценивался в 60 миллиардов рублей. А ведь были еще афишные стенды, щиты на заборах и т.д.».
Кроме того, глава департамента отметил, что в Новой Москве будут свои правила размещения рекламы. «У городских поселений Троицк и Щербинка будут свои правила размещения рекламы. Вся же остальная территория станет подчиняться тем регламентам, которые сейчас разрабатываются. Подавляющее большинство всех крупных рекламных щитов находятся около Киевского и Калужского шоссе. На данный момент мы насчитали более 750 конструкций. Примечательно, что почти все они установлены с нарушением закона».
По мнению руководителя департамента, новая схема размещения рекламы в Москве должна вступить в силу до конца 2012 года. Тогда же закончатся последние из выданных ранее разрешений на установку рекламных конструкций.