Фото Reuters
Вот уже более месяца на улице рядом с моим домом делают дорогу. В одночасье, чуть ли не ночью, с огромных пространств, включая и проспект Андропова, срезали асфальт. Потом больше трех недель (!) все обладатели транспортных средств были вынуждены ездить по этому подобию дороги. Пешеходы в отсутствие разметки, разрешающей переход через улицу, сначала обязаны были долго и пристально вглядываться в горизонты, потом, улучив момент, умудриться перебежать каменные борозды, не подвернув ног и не сломав каблуков.
Все эти приключения, конечно же, добавляли драйва жаркому московскому лету. Впрочем, в эти дни вблизи Коломенского не было покоя даже ночью: огромное количество дорожной техники, рев и скрежет, сопутствующий вскрытию дорожного полотна, как следствие – громадные пробки, сопоставимые с дневными в пятницу. Сейчас новый этап – прокладка. Снова много железных громкоголосых чудищ, гастарбайтеров, акробатических упражнений – попробуй-ка пройти к собственному дому, если вся дорога к нему заполнена горячим месивом. Словом, масса удовольствий для любителей экстрима.
Все бы ничего – ведь в перспективе всех нас нетерпеливых ожидает новенькая, пахнущая свежезалитым асфальтом автодорога. Уверена, все жертвы нынешнего дорожного ремонта у Коломенского таковыми бы не выглядели, если бы не одно «но». Все это уже было, и года не прошло! На проспекте Андропова, на других улицах рядом.
Правда, на обочинах дороги появились парковочные карманы, за которые сотни водителей, до тех пор не имеющие возможности оставить машину рядом с домом, сказали мысленное спасибо Сергею Собянину. Автолюбители в Коломенском уверены: все уличные блага, включая и замечательные детские площадки почти у каждого дома, не случились бы, если бы не личное кураторство мэра столицы.
Зато июльскую непонятно зачем перелицовку дорог – на этих трассах-«новоделах» с момента прошлогоднего ремонта не успело появиться ни одной ямки – почему-то объясняют неведением того же Собянина. По крайней мере так считает группа местных активистов, собирающихся проинформировать градоначальников о происходящем на дорогах в Коломенском.
Впрочем, в недоумении не только автолюбители. Обитатели близлежащих домов, конечно же, помнят, как прошлой осенью только что уложенные тротуары вдоль нашей улицы с довольно интенсивным движением дорожники вскрыли чуть ли не через неделю после их укладки: ровно на этом месте надо было проложить коммуникации к новому дому рядом со станцией метро. Потом эти глубокие траншеи кое-как присыпали, а асфальт проложить не успели – наступили морозы. Долгие месяцы зимне-весенней распутицы люди ходили к метро зигзагами по пути, неровно выложенному бетонными плитами прямо по газонам. Но весной ситуация поменялась в корне: для безлошадников таки проложили новый тротуар, а у водителей начался новый этап дорожно-ремонтных, точнее траншейных, работ. В виновниках, кажется, числился все тот же многоэтажный дом-новостройка. Но, слава богу, и эти ямы закопали, и только было движение на дороге стало однозначно прямым, как новая напасть, тьфу, ремонт...
В Грузии, по утверждению специалистов, строительство дорог также весьма дорогостоящее занятие, на это выделяются деньги и из госбюджета, и из специальных иностранных грантов. Но однажды построенная или даже отремонтированная трасса вводится в действие на многие годы. Потому что, прежде чем ее сдать в эксплуатацию, она проходит специальную проверку. И не чем-нибудь, а металлоискателем. Очевидцы утверждают, на протяжении всего километража строительства через равные промежутки в основание дороги закладываются небольшие металлические пластины. Которые потом должны быть засыпаны и залиты всем необходимым дорожным составом. И прежде чем пустить движение по отстроенной автотрассе, туда приезжают представители грантодавателей и в буквальном смысле прозванивают дорожное полотно. Если металлоискатель подал сигнал, значит, необходимые параметры заливки дороги не были соблюдены. Говорят, счет идет не то что на сантиметры, на миллиметры буквально. Но это другая страна, в которой, как рассказывают, и машины больше не угоняют, потому что наказание за это неотвратимо, и с коррупцией борются не на словах, а фактически.
Если вернуться в мое любимое Коломенское, по самой свежей информации, собственными глазами засвидетельствованной, внутри самой усадьбы-заповедника в буквальном смысле перерыли большое пространство там, где раньше был большой и, главное, прекрасно зеленеющий газон. Теперь в самый разгар лета здесь от лишенной травяного покрова земли все черным-черно. А по бокам этого огромного перекопанного пространства – в рядок выстроены впечатляющие кучи чернозема. «На следующий год будете лежать почти что на английском газоне», – пообещал один из повстречавшихся рабочих-озеленителей. Оказалось, кому-то из руководства этой ландшафтной территорией показалось недостаточно выровненной эта площадка, предназначенная для отдыха горожан. Сказано – перекопано. Будет ли на следующий год здесь по-английски, сомнения гложут.