Фото Александра Чернявского
Победа на выборах главы Красноярска кандидата от «Единой России» Эдхама Акбулатова оказалась безоговорочной. За исполняющего обязанности мэра краевого центра в минувшее воскресенье проголосовало более 69% избирателей. Эксперты отмечают, что оппозиционеры, несмотря на громкую предвыборную кампанию, так и не смогли представить избирателям достойного кандидата и критично настроенные к власти красноярцы проигнорировали голосование.
Второе место в Красноярске по результатам голосования занял начальник краевого госпиталя ветеранов войн Алексей Подкорытов, набравший 12%. На третьем месте – кандидат от «Справедливой России» Александр Коропачинский, отставший от Подкорытова на процент.
Кандидат от КПРФ Михаил Осколков, которого Компартия сначала выдвинула, а потом безуспешно пыталась снять с выборов, набрал 4,25%. Еще три кандидата в совокупности набрали меньше 2%.
Красноярские выборы благодаря шумихе, поднятой вокруг праймериз по выдвижению единого кандидата от оппозиции, оказались в центре внимания и федеральных политиков, и столичных СМИ. После провалов кандидатов «Единой России» на выборах в Ярославле и Тольятти многих интересовал вопрос: сможет ли оппозиция продолжить победное шествие на муниципальных выборах. Не случайно одним из главных событий кампании стало создание коалиции нескольких кандидатов, выдвинувшей Александра Коропачинского единым кандидатом от «Справедливой России», КПРФ и бизнесмена Михаила Прохорова.
10 июня на избирательных участках работали 1560 наблюдателей, которые значительных нарушений на выборах не зафиксировали. Возможно, потому, что все участки были оснащены КОИБами – комплексами по обработке бюллетеней, также в Интернете шла прямая трансляция голосования. Явка же оказалась самой низкой за всю историю муниципальных выборов в Красноярске – своим правом голоса воспользовались всего 21,25%.
Политологи отмечают, что итоги выборов демонстрируют политический и организационный потенциал оппозиции в регионах. Занятое единым кандидатом третье место нанесло болезненный удар как по красноярским оппонентам партии власти, так и по федеральным вождям левых партий. «Оглушительное фиаско, которое потерпел Коропачинский на выборах, серьезно дискредитировало саму идею подобных альянсов. Федеральные политики просто не поняли, что сибиряков партийный компонент на этих выборах практически не интересовал. Избиратели голосовали за персоналии, – полагает политолог Сергей Комарицын. – Красноярские выборы еще раз показали, что партийная система в нашей стране нуждается в радикальном переформатировании. Ни официальная оппозиция, ни партия власти запросам избирателей не удовлетворяют. И это, может быть, один из главных итогов этих выборов».
«Ряд оппонентов Акбулатова посчитали, что низкая явка будет на пользу их кандидатам, и предприняли ряд усилий, чтобы на участки пришло минимальное количество избирателей. В частности, негативно на явку повлиял так называемый первый тур, который устроила коалиция кандидатов во главе с Коропачинским. Праймериз оппозиционеров запутали многих горожан, – говорит политический аналитик Андрей Копытов. – Впрочем, эти игры не повлияли на объективность результатов. Последние соцопросы показывали, что Акбулатов должен был набирать не менее 60% голосов. В итоге он даже смог превысить этот показатель, поскольку достойных альтернатив ему большинство красноярцев на выборах так и не увидели».
О том же говорит президент Центра политической аналитики Михаил Тульский. По его мнению, высокий результат Акбулатова связан с тем, что красноярцы, склонные голосовать за оппозиционеров, просто проигнорировали выборы. «В Красноярске вообще не было сильных кандидатов от оппозиции – были только малоизвестные, плохо выступающие, да еще и с имиджем недавних единороссов, которые непонятно чем от ЕР отличаются. Поэтому и такая низкая явка. Недовольные избиратели просто не увидели достойных претендентов, настоящих оппозиционеров, «кандидатов от народа», поэтому и в своем большинстве не пришли голосовать», – отмечает эксперт.
«Красноярцы так и не поверили, что Коропачинский представляет реальную альтернативу нынешним властям, – заявил «НГ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – По факту его единственным отличием от Эдхама Акбулатова стали иные бизнес-интересы. На руку провластному кандидату сыграла и низкая явка, я бы сказал, мизерная – люди просто не были заинтересованы приходить на выборы, понимая, что смена нынешнего единоросса на бывшего мало что для них изменит».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что оппозиционеры включились в избирательную кампанию слишком поздно. По мнению эксперта, произошел целенаправленный раскол оппозиционного электората: голоса разделились между Александром Коропачинским, Михаилом Осколковым и Алексеем Подкорытовым.
Красноярск
Читайте также:
Московский десант оказался бесполезен