Планам российского руководства превратить Северный Кавказ в туристический кластер препятствуют активные действия боевиков. Статистика убийств, террористических актов и боестолкновений с участниками незаконных вооруженных формирований (НВФ) свидетельствует о развернутой в регионе вялотекущей гражданской войне.
В понедельник в Дагестане и Кабардино-Балкарии (КБР) правоохранительные органы проводили контртеррористические операции по нейтрализации боевиков. Операции признаны успешными, поскольку никто из спецназа и полиции не пострадал, а члены бандформирований уничтожены. Среди ликвидированных в Махачкале боевиков – Эльдос Зульфукаров, на счету которого целый ряд громких преступлений, в том числе убийства сотрудников республиканского УФСБ.
Среди ликвидированных участников НВФ также сын известного в Дагестане адвоката. Его имя пока не называется. Трое боевиков, по предварительным данным, были блокированы и уничтожены в дачном поселке Мир в Кабардино-Балкарии. Здесь в Чегемском районе, недалеко от курортной зоны Эльбруса, был введен режим контртеррористической операции (КТО). Режим КТО действовал в курортных зонах республики, напомним, почти весь 2011 год, и местные жители жаловались руководству в Нальчике и Москве на отсутствие туристов. Но какие туристы, если в горах орудуют бандиты? Год назад в Баксанском районе боевики расстреляли микроавтобус с группой отдыхающих из Москвы, а на одном из склонов Эльбруса неизвестные взорвали опору канатной дороги.
В 2012 году на Северном Кавказе в вооруженных конфликтах пострадали около 200 человек, из них больше половины погибло. Среди погибших 41 – представители силовых структур и 15 человек – мирные жители. По потерям лидируют Дагестан, Кабардино-Балкария и Чечня. Между тем власти планируют создание новых туристических кластеров, которые полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александр Хлопонин в свое время назвал «коньком» Северного Кавказа. Эти планы в СКФО, кроме относительно стабильного региона Кавказских Минвод, реализовывать не удается.
Программа туристическо-рекреационного кластера СКФО была презентована на Санкт-Петербургском экономическом форуме еще в 2010 году. Согласно этому документу, должно быть развернуто строительство новых горнолыжных курортов мирового класса в Кабардино-Балкарии (курорт Эльбрус-Безенги), Дагестане (курорт Матлас), Ингушетии (курорт Армхи), Карачаево-Черкесии (курорт Архыз) и Северной Осетии (курорт Мамисон). Но пока строительство не начато. И не столько потому, что нет соответствующих инвестиций, сколько в связи с тем, что в этих регионах неспокойно из-за НВФ. Хлопонин, видимо, это понимает и о курортах в горячих точках Северного Кавказа говорит все реже.
Президент Дмитрий Медведев, обсуждая 11 марта в Краснодаре с главами регионов юга страны перспективы развития туризма, предложил сделать основной упор на Каспий. «К сожалению, у нас на Каспии нет ничего, – сказал Медведев. – И наша задача – развивать там не только военное присутствие, но и строить туристические объекты. Это должно стать ключевой задачей для развития туризма на Кавказе и для развития Дагестана в целом». На совещании президент поручил правительству минимизировать финансовые риски инвестиций в туризм на Северном Кавказе долгосрочными госгарантиями. По сути, это поручение Медведев дал сам себе, поскольку через два месяца он, как ожидается, возглавит правительство после инаугурации Владимира Путина.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аджар Куртов считает, что идея развивать туризм в регионе – правильная, но перед началом строительства курортных объектов в СКФО необходимо решить проблемы безопасности: «География нестабильных регионов на Северном Кавказе расширяется. Государству нужно понять, почему это происходит. Эта проблема очень сложная, и решается она не только военными методами».