Некоммерческое партнерство (НП) «Объединение автопроизводителей России» (ОАР) обратилось в Министерство промышленности и торговли РФ с просьбой отменить ввозные таможенные пошлины на металлопрокат для автопрома.
Автопроизводители заявили, что средняя цена европейских поставщиков на 10% ниже цены российских, а качество у последних якобы хромает.
Предложение ОАР несколько обескураживает. Во-первых, указанные в письме автопроизводителей ставки пошлин не соответствуют действительности. Они жалуются, что ставка пошлины на металлопрокат для автопрома равняется 5%, тогда как по ряду позиций пошлины давно обнулены. Если автопрому так нужен импортный металлопрокат, то почему же импорт по этим позициям за последние три года не превышал даже 2 тыс. тонн в год? В то время как для нужд других отраслей промышленности импорт аналогичных товаров со ставками 5% по металлопрокату и 15% по трубам, по данным ФТС РФ, превышал 400 тыс. тонн в год.
Как заявил «НГ» представитель крупного металлургического холдинга, пожелавший сохранить анонимность, «положительный эффект от отмены пошлин несоизмерим с ущербом для металлургической отрасли и России в целом». По его словам, доля металлопроката в стоимости легкового автомобиля составляет менее 5%, поэтому отмена 5-процентной ставки импортной пошлины позволит снизить цену автомобиля на 0,25%. В то время как потери российского бюджета от отмены пошлин составят более 17 млн. долл. (на основании статистики за 10 месяцев 2011 года).
По данным информационного агентства «Металл-Эксперт», за 10 месяцев 2011 года потребление плоского проката автомобилестроителями составило 903,5 тыс. тонн, или 4,88% от общероссийского потребления, сортового проката – 329,9 тыс. тонн, или 2,45%, труб – 19,9 тыс. тонн, или 2,68%. Всего по заявленным НП «ОАР» 25 кодам импорт в РФ за 10 месяцев 2011 года составил 1438,8 тыс. тонн, при этом доля проката автосортамента не превышает 5%.
Соответственно напрашивается очевидный вывод: отмена пошлин на данные виды металлопродукции не будет иметь отраслевого характера, а приведет к резкому росту импорта из стран дальнего зарубежья, в частности из стран Юго-Восточной Азии. С учетом того, что, как отмечает в своем обращении НП «ОАР», «на ключевых российских автопроизводителей приходится не более 0,5%» от общего объема поставок металлургических компаний, негативный эффект от отмены пошлин для российской металлургической отрасли в десятки раз превысит положительный эффект для автомобилестроения.
Жалобу на качество автолиста металлурги также считают необоснованной. «В 2008 году автопроизводители тоже заявляли, что их не устраивает качество российской продукции, тогда, пойдя им навстречу, пошлину обнулили. Но в итоге ни одной тонны зарубежного проката завезено не было, так как цены российских производителей ниже, а качество соответствует потребностям рынка», – заявил «НГ» представитель крупной металлургической компании.
Представитель другого металлургического холдинга, также пожелавший остаться неизвестным, добавил, что качество российского проката не просто соответствует потребностям рынка, но давно уже достигло мирового уровня. Доказательство тому – зарубежные автоконцерны, в последнее время активно покупающие отечественный металлопрокат.