Лев Кузнецов неожиданно стал противником создания горно-металлургического комплекса под Красноярском.
Фото с официального портала Красноярского края
После декабрьского затишья война вокруг проекта строительства под Красноярском Енисейского завода ферросплавов (ЕЗФ) вновь стала политической темой номер один на берегах Енисея. Даже президентская кампания и протестные акции оппозиции вызывают у красноярцев гораздо меньше интереса. Весьма вероятно, что исход сражения вокруг спорного проекта существенно повлияет на результаты выборов 4 марта.
На днях красноярский губернатор Лев Кузнецов объявил о расторжении краевой властью соглашения «О намерениях по реализации проекта создания горно-металлургического комплекса, включающего разработку Усинского месторождения марганцевых руд и строительство металлургического завода в городе Красноярске», которое было подписано с компанией «ЧЕК-СУ.ВК» еще 14 февраля 2008 года на V Красноярском экономическом форуме предыдущим главой региона Александром Хлопониным.
«Я расторг соглашение с компанией и направил соответствующее уведомление ее руководству, – говорится в заявлении губернатора. – Учитывая мнение жителей Красноярска, депутатов Законодательного собрания, считаю реализацию проекта строительства ферросплавного завода в городе Красноярске и его окрестностях невозможной».
Впрочем, на инвесторов заявление губернатора особого впечатления не произвело. В официальном ответе руководства компании оно было расценено как «политическое, а не экономическое». При этом компания заявила, что не планирует отказываться от своих планов: «Выход одной из сторон из соглашения о намерениях не означает аннулирования всего проекта, как об этом сказано в заявлении Льва Кузнецова. Нам как инвесторам хотелось бы видеть, что существует понятная процедура урегулирования разногласий и достижения компромисса, позволяющая реализовывать стратегически значимые промышленные инвестиционные проекты в Красноярском крае».
Масла в огонь подлило региональное управление Роспотребнадзора, которое на своем сайте разместило довольно двусмысленную информацию: «В ходе документарной проверки установлено, что промышленная площадка планируемого к строительству Енисейского ферросплавного завода располагается на значительном расстоянии от Красноярска, что позволяет исключить вредное воздействие предприятия на среду обитания населения города. Зона влияния завода ограничивается 1000-метровой санитарно-защитной зоной, на границе и за пределами которой в атмосфере обеспечиваются гигиенические нормативы загрязняющих веществ». При этом «управлением по результатам внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «Сибирский Промстройпроект» за выявленные нарушения требований санитарного законодательства при проектировании Енисейского ферросплавного завода возбуждено дело об административном правонарушении».
Красноярские общественники потребовали от губернатора пойти еще дальше, законодательно учредив вокруг Красноярска зеленую зону, свободную от промпредприятий. «Мы поддерживаем решение Л.В.Кузнецова, его намерение строить свою деятельность с учетом общественного мнения. Вместе с тем считаем, что одних заявлений о намерениях мало, они не имеют юридической силы. Нужны правовые гарантии того, что в будущем не повторится подобная история, когда власти, не советуясь с населением, даже не ставя его в известность, дают согласие на размещение опасного производства, – сказано в обращении ряда общественных организаций края. – Мы обращаемся к Заксобранию, губернатору и правительству края с предложением установить границы пригородной зеленой зоны Красноярска и порядок ее функционирования».
По мнению экспертов, возможно несколько вариантов развития ситуации вокруг ЕЗФ. «Возможны три сценария, – полагает политолог Андрей Копытов. – Инвесторы пойдут до конца и будут сражаться против красноярской общественности и краевой власти в судах, доказывая свое право на строительство завода. В случае победы «ЧЕК-СУ.ВК» у красноярцев останется только одна возможность – обратиться за помощью к главе государства. Такие примеры уже были, в частности, когда Путин передвинул трубопровод от Байкала. Если побеждает край, то проект вообще может быть аннулирован, как было, например, с закрытием проекта строительства Эвенкийской ГЭС. Но, возможно, стороны сумеют найти и компромиссный вариант, при котором завод будет построен в другом месте Красноярского края, где население, нуждающееся в рабочих местах, не станет возражать против соседства с опасным производством».
Красноярск