В Татарстане, где недавно был ликвидирован один из предполагаемых членов экстремистской группировки «Хизб-ут Тахрир аль Ислами», новая головная боль. Под влиянием пропаганды идей религиозного экстремизма в республике стали распадаться семьи. Официальное мусульманское духовенство признает проблему осторожно, предпочитая говорить о нескольких частных случаях.
«На сегодняшний день в Татарстане зафиксировано около 70 фактов распада семей вследствие пропаганды радикального ислама», – говорит руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. Представители Духовного управления мусульман республики и мусульманское духовенство предпочитают быть более осторожными в оценках.
Рафик Исламгалиев, возглавляющий медресе «Рисаля», сообщает о пяти случаях в Нижнекамске, о которых ему стало известно с осени 2011 года. О нескольких случаях распада семей на религиозной почве в Набережных Челнах сообщил казый (духовный судья. – «НГ») Прикамского региона Татарстана, ректор медресе при мечети «Ак мечет» Набережных Челнов Рустам Шайхевалиев.
«В традиционном татарском обществе никогда не было разводов из-за того, что муж или жена оказались в один прекрасный день немусульманами, то есть кяферами (неверными. – «НГ»)», – говорит Рустам Шайхевалиев. По его мнению, традиция такфира, то есть обвинения в неверии, пришла в традиционное татарское мусульманское общество вместе с идеями ваххабизма. «Особенностью ваххабизма является то, что мусульманина могут объявить неверным, если он не совершает хотя бы одно обязательное действие, обозначенное в шариате», – говорит эксперт. Таким образом, один из супругов, попавший под влияние идей радикального ислама, получает возможность обвинить другого в неверии и порвать с ним. Пусть даже он и признает себя мусульманином. «На практике это означает, что все действия в отношении кяфера допустимы, в том числе и право на обладание его собственностью и семьей», – говорит Раис Сулейманов.
Почти все драматические истории распада семей имеют похожий сценарий, отмечают эксперты. Воспользовавшись временным отсутствием законного супруга, его жену «обрабатывают» мусульмане, исповедующие радикальный ислам. Салафиты убеждают женщину, что ее муж – неверный, а значит, брак с ним недействителен. Вернувшись, супруг узнает, что его жена уже в никахе (религиозный брак у мусульман. – «НГ») с другим мужчиной. Официальная процедура развода не заботит приверженцев чистого ислама, которые не признают юрисдикции загса.
Примечательно, что кяфером может быть объявлен отнюдь не приверженец другой веры. Предприниматель из Нижнекамска Ильдус Зартдинов – мусульманин. В браке со своей женой провел более 14 лет. Проблемы в семье начались после того, как его падчерица вышла замуж за студента исламского вуза – нижнекамского медресе «Рисаля», до недавнего времени считавшегося одним из центров распространения радикальных исламских идей в городе. Тот заявил, что мировоззрение Ильдуса не соответствует канонам чистого ислама, называл его «наджес» (грязь, неверный. – «НГ») и в конце концов убедил свою жену и тещу уехать от кяфера. Спустя некоторое время Ильдус Зартдинов получил письмо, в котором сообщалось, что его супруга подала на развод.
Попытки мужа вернуть супругу иногда завершаются более печально – к одному предпринимателю из Набережных Челнов, который попытался бороться за супругу, пришли несколько сторонников местного пропагандиста чистого ислама. Парни спортивного телосложения объяснили кяферу, что его жена в браке с одним из «братьев» и если он не хочет заполучить «личный джихад», ему лучше не соваться в это дело.
Казань