В конце октября текущего года, выступая на экономическом форуме в рамках Дней Дюссельдорфа в Москве, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов, заявил о том, что присоединение к Москве новых территорий де-юре будет осуществлено к 1 января 2012 года. В настоящее время, по словам высокого московского чиновника, как раз идет «юридическая проработка этого вопроса». Юридическое оформление расширения Москвы позволит мэрии начать бюджетное планирование для новых территорий.
Глава комиссии Московской городской Думы по перспективному развитию Михаил Москвин-Тарханов в интервью газете «Коммерсант» объяснил, какие процедуры необходимы для того, чтобы присоединяемые территории обрели статус московских. Процесс расширения Москвы, по словам Михаила Москвина-Тарханова, будет оформлен соглашением между столичным мэром Сергеем Собяниным и подмосковным губернатором Борисом Громовым, затем это соглашение должны ратифицировать столичный и подмосковный парламенты. Для завершения процесса документ поступит в Совет Федерации РФ, где изменение границ регионов будет утверждено окончательно.
Вспомним, что, когда проект расширения Москвы был только инициирован президентом Дмитрием Медведевым, СМИ неоднократно сообщали, что для обеспечения легитимности процесса формирования новых границ Москвы среди жителей присоединяемых территорий будет проведен референдум. Сегодня уже обозначена точная дата завершения юридических процедур в деле формирования Большой Москвы, однако о референдуме московские чиновники ничего не говорят.
Так нужен или нет народный референдум с точки зрения действующего законодательства? С этим вопросом мы обратились к компетентному эксперту Центра политических стратегий, кандидату юридических наук Дмитрию Вдовину.
По словам нашего эксперта, хотя правовые нормы, регулирующие данные правоотношения субъектов Федерации, сформулированы таким образом, что оставляют возможность для лавирования, все-таки именно проведение референдума представляется наиболее правильной с точки зрения действующего законодательства формой выявления мнения населения.
Возможности для иного трактования ситуации определяются недостаточной жесткостью формулировок законодательных актов в этой сфере. Но давайте попробуем разобраться.
Согласно нормам, зафиксированным в пункте 3 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», для изменения границ субъектов Российской Федерации необходимо утвержденное постановление законодательных (представительных) органов государственной власти обоих субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту «а» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. При этом обязательным условием рассмотрения верхней палатой парламента вопроса об изменении границ субъектов Российской Федерации является наличие документов о результатах выявленного мнения населения, проживающего на передаваемых территориях. Это прямо предусмотрено пунктом «б» статьи 145 действующего регламента Совета Федерации РФ.
Так как же обстоит дело с выявлением мнения населения на присоединяемых территориях?
В СМИ неоднократно сообщалось о том, что мнение населения на территории 41 муниципального образования Московской области было выявлено в ходе публичных слушаний, однако никаких юридических документов, фиксирующих результаты публичных слушаний, общественности не предоставлено. И даже если публичные слушания состоялись и их результаты юридически зафиксированы, вызывает сомнение правомерность использованной данной формы выявления мнения народа. Действующим законодательством предусмотрено, что каждая из непосредственных форм осуществления населением местного самоуправления, к числу которых относятся и публичные слушания, предусмотрена для определенного правоотношения, возникающего при осуществления местного самоуправления. Статья 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко определяет круг вопросов, по которым могут проводиться публичные слушания. В соответствии с этими юридическим документом мнение граждан передаваемых территорий муниципального образования в состав другого субъекта не может быть выяснено путем проведения публичных слушаний, а только непосредственно проведением местного референдума.
Центральная избирательная комиссия РФ заняла неопределенную позицию по этому вопросу: она не исключает того, что мнение населения по вопросу присоединения территорий к Москве может быть выявлено иным, кроме референдума, способом (например, опросом, анкетированием, интервьюированием), однако указывает, что при разрешении данного вопроса проведение референдума имеет приоритетное значение.
По квалифицированному мнению эксперта, совершенно очевидно, что с точки зрения действующего законодательства для выявления мнений граждан при разрешении подобных вопросов следует проводить референдум, а никак не публичные слушания и иные формы, такие как опрос, анкетирование, интервьюирование.
После выявления мнения граждан передаваемых территорий Московской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации путем проведения местных референдумов в муниципальных образованиях, Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации может приступить к рассмотрению вопроса утверждения новых границ Москвы и Московской области.