Месторождения хризотилового асбеста.
Фото автора
Проблем в нашей стране всегда было в достатке. Так уж, видно, нам на роду написано. Но у каждой проблемы, как известно, есть свои решения. Только не надо эти проблемы доводить опять же до нашей сакраментальной стадии «пока гром не грянет┘»
В последнее время самое пристальное внимание на тревожную ситуацию с экологией в России обращают первые лица нашего государства. Значит, видимо, пришла пора «мужику перекреститься». Так, по словам президента России Дмитрия Медведева, «в неблагополучной природной среде проживают 40 миллионов наших граждан». А премьер Владимир Путин акцентировал внимание на темпах роста образования токсичных отходов в России, которые, по его утверждению, опережают динамику ВВП и составляют ежегодно 15–16%.
Но попытаемся отделить зерна от плевел. Потому что, слава богу, отнюдь не все у нас в стране склонны губить свое и чужое здоровье в гремучей смеси свинца, аммиака и сернистого ангидрида.
Эта «химическая» подборка здесь присутствует неслучайно. Именно такой адский коктейль химикалий, по данным Роспотребнадзора, регулярно фиксируется в выбросах некоторых металлургических комбинатов. Это одна сторона медали. Другая – та, что на пути заразы в наши легкие можно поставить мощный технологический заслон. Было бы желание.
Взять, к примеру, «хризотиловые» предприятия. Чтобы не быть голословными, сошлемся на мнение авторитета, доктора медицинских наук, ведущего научного сотрудника НИИ медицины труда РАМН Евгения Ковалевского: «Сегодня в России на предприятиях по добыче, обогащению хризотилового асбеста и производству содержащих его изделий предъявляются самые строгие в мире требования к уровню гигиенических стандартов, что позволяет гарантировать в случае их исполнения контролируемое безопасное использование хризотил-асбеста».
Не будем привычно бросаться в крайности: наверное, и на «хризотиловых» предприятиях не одна сплошная экологическая благодать. Но по крайней мере в черном списке Роспотребнадзора об удельном весе наших людей, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, этой отрасли пока не наблюдается. Вот он, к слову, этот скорбный (и далеко не полный) список: металлургическое производство – 47,4%; целлюлозно-бумажное производство – 40,1%; производство транспортных средств и оборудования – 33,6%; производство кокса и нефтепродуктов – 38,7%.
Цифры тут, согласитесь, важнее конкретного мнения. Потому что лучше любых слов заставляют поднять вопрос: как долго еще будут травить нас и наших детей?