Главным достоянием любой страны и любого города мира являются не заводы, парки или дороги, а люди. Их живому уму и умелым рукам обязаны своим появлением великие научные открытия, гениальные произведения искусства и чудеса высоких технологий. Благодаря им каждый день и каждый час на Земле появляются новые материальные блага, культурные и духовные ценности.
Питающей этот бесконечный процесс средой на протяжении веков являлось образование. Недаром количество и уровень общеобразовательных школ, колледжей и университетов давно является едва ли не главным мерилом развитости и успешности крупнейших городов и целых стран.
Система образования в российской столице всегда считалась одной из лучших в стране. «Прекрасные детские сады, школы, колледжи – это одно из самых главных богатств Москвы. Это мощный фактор притягательности нашего города и конкурентоспособности столичной экономики, – заявил мэр Москвы Сергей Собянин в августе этого года, на городской педагогической конференции «Московское образование – основа качества жизни москвичей». – Богатый опыт и традиции столичного образования позволяют и обязывают нас держать высокую планку». Однако со стремительным развитием науки и технологий серьезная модернизация требуется и ему.
По этой причине в нынешнем году правительством Москвы принята перспективная государственная программа «Столичное образование на 2012–2016 годы». Пятилетний горизонт планирования позволит четко разграничивать и распределять во времени приоритеты и финансирование проекта.
В рамках принятой программы в ближайшие пять лет город планирует потратить на развитие образования более 1,5 трлн. руб. Деньги пойдут на увеличение оплаты труда педагогов, ремонт и реконструкцию зданий, модернизацию оборудования.
Основными задачами реализуемых образовательных программ являются обеспечение финансирования всех школ и лицеев на максимально возможном уровне, повышение уровня преподавания и квалификации учителей с привлечением новых кадров, а также обновление учебных программ и модернизация учебного оборудования.
Особое внимание уделяется и физической подготовке молодого поколения. Так, в 2011 году на улучшение материально-технической базы спортивных школ направлено в 1,7 раза больше денежных средств, чем в 2010 году. К 2012 году планируется открытие 600 дополнительных спортивных секций и клубов. К 2016 году общее количество учащихся спортшкол должно будет увеличиться до 144 тыс. человек.
На правах пилотного проекта решено изменить систему финансирования школьных учреждений. Отныне школы – участники проекта ежегодно будут получать от города по 123 тыс. руб. на каждого ученика. Таким образом, городские власти намерены привести «к общему знаменателю» всю систему финансирования школ. «Школы должны функционировать в равных условиях, – говорит Сергей Собянин. – Нет школ хороших, плохих, очень хороших, очень плохих, есть разное финансирование. Если одна школа получает 120 тысяч рублей на ребенка, а другая – 60 тысяч, что мы хотим от этих школ? Меньшее финансирование – это другие возможности по организации учебного процесса, другие возможности по подбору кадров».
Крайне важно, что программа модернизации столичной системы образования одновременно охватывает сразу все основные направления – от детских дошкольных учреждений до специального и профессионального образования.
Что касается положения дел в системе дошкольного образования, то серьезные подвижки в этой сфере можно наблюдать уже сегодня. Столичные власти взяли жесткий курс на сокращение и искоренение дефицита мест в детских садах. Как заявил некоторое время назад Сергей Собянин, до конца 2011 года в столице будет построено 50 новых детских садов. Согласно инвестиционной программе на 2012–2014 годы, в городе планируется возвести еще 200 садиков для малышей.
Уже сегодня можно сказать, что активные действия властей в этом направлении принесли соответствующие результаты. Как заявила в середине ноября заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец, в 124 районах столицы очередей в детские дошкольные учреждения больше не существует.
Немаловажно и то, что с октября 2011 года дошкольные учреждения переведены на новую форму финансирования с увеличением бюджетных ассигнований в IV квартале на 1,2 млрд. руб. При этом уже в следующем году фонд оплаты труда работников детских дошкольных учреждений Москвы увеличится на 5 млрд. руб. Это позволит на четверть повысить зарплаты воспитателей детских садов.
Не секрет, что в последние два десятилетия в российской системе образования наметился серьезный перекос в пользу экономических, юридических и гуманитарных специальностей. В то же время их востребованность на рынке труда с каждым годом сокращается, тогда как экономика испытывает существенный дефицит персонала рабочих и инженерных специальностей. В связи с этим важнейшей задачей столичных властей стало восстановление системы профессионально-технического образования.
Сегодня в этой сфере уже достигнуты ощутимые успехи. По словам Сергея Собянина, приоритетами программы «Столичное образование» является развитие системы профессионального образования и ее ориентирование на потребности экономики города. В связи с этим только в текущем году в московских колледжах и училищах было открыто обучение по 14 новым профессиям и 16 специальностям. Также для укрепления материально-технической базы колледжей правительство Москвы инвестировало около 500 млн. руб. в закупку современного учебно-производственного оборудования.
Нынешний год в столичной сфере образования без всякого сомнения можно считать переломным. В это время заложены основы долгосрочных проектов модернизации образовательной сферы и ее материального переоснащения.
Так, с 1 сентября в московских школах введен новый федеральный государственный стандарт начального общего образования. На развитие этого направления в 2011 году из бюджета Москвы выделено более 2,4 млрд. руб., что в восемь раз превышает прежние объемы финансирования. До конца текущего года все московские школы будут оснащены компьютерной техникой для обеспечения государственного стандарта начальной школы. Более 3 тыс. педагогов прошли стажировку по новым методикам и информационным технологиям. Начаты работы по введению в практику электронных дневников и журналов.
Возможно, столь значительное внимание властей Москвы к сфере образования на фоне других не менее важных городских задач кому-то покажется чрезмерным. На самом деле это не так. Инвестиции в образование – это инвестиции в людей и будущее. И, как показывает практика, отдача от таких инвестиций всегда превосходит отдачу от любых других долгосрочных вложений.