Микрорайон «Снеговая падь» был построен не в экологически чистой бухте, а на месте взорвавшегося арсенала.
Фото с сайта www.spetsstroy.ru
Стали понятны причины, по которым не выполнено поручение президента и премьера об обеспечении до 2012 года всех военнослужащих и отставников постоянным жильем. В минувшую пятницу заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк сообщил, что, по последним данным Минобороны, в армии и на флоте невостребованными остаются 33 тыс. квартир, построенных для военнослужащих в различных регионах страны. «Это сумасшедшая цифра», – считает сенатор, который потребовал привлечь к ответственности тех, кто заказывал эти квартиры и финансировал их строительство.
Данная информация прозвучала на научно-практической конференции по проблемам адаптации уволенных офицеров, организованной Советом Федерации (СФ) и Главным управлением по работе с личным составом (ГУРЛС) Минобороны. Количество участников и представителей СМИ на ней было ограничено, но источники в СФ сообщают, что даже такое полузакрытое мероприятие не обошлось без шумных сенсаций. Во-первых, аккредитованные на мероприятии СМИ исказили фамилию уважаемого сенатора, который не побоялся озвучить нелицеприятные для военного ведомства факты. Во-вторых, почетного чекиста России генерал-лейтенанта Федоряка, который прослужил в органах контрразведки более 30 лет, поддержал недавно назначенный руководитель ГУРЛС генерал-майор Сергей Чварков.
«Большое количество отказов», пояснил генерал, связано с тем, что жилье для отставников «готово не полностью». «Я сам лично видел дома, которые стоят в чистом поле, с абсолютно отсутствующей инфраструктурой. Военнослужащие, получающие уведомления, что им предоставлено жилье, приезжают, говорят, что жилье великолепное, хорошее, но жить мы там не хотим – мы намотались по гарнизонам», – рассказал Чварков.
Власти и Минобороны ситуацию пытаются исправить. Но за один день это не сделаешь. Видимо, поэтому, встречаясь на днях с военным электоратом, будущий кандидат в президенты от партии власти премьер Владимир Путин прямо заявил, что сроки обеспечения всех военнослужащих постоянным жильем перенесены с 2012-го на конец 2013 года. Заметим, что еще месяц назад заместитель министра обороны Татьяна Шевцова уверенно заявляла, что «до конца 2012 года мы обеспечим жильем всех очередников».
Получается, не обеспечат. И не только потому, что квартир нет. Просто построены они не в тех местах, где хотят жить офицеры, и не имеют социальной инфраструктуры. Бывший офицер расформированной два года назад Службы расквартирования и обустройства (СРиО) войск на условиях анонимности рассказал «НГ», что созданные в настоящий момент в военном ведомстве вместо СРиО гражданские структуры не в полной мере учитывают законные интересы офицеров: «Это во многом происходит потому, что они сами не служили. Известный конфликт интересов невоенных чиновников и чиновниц, работающих в военном ведомстве, и офицеров порой формирует нездоровую моральную атмосферу».
В погоне за экономией средств или по другим причинам Минобороны построило во многих субъектах Федерации относительно дешевые квартиры. Но регион региону рознь. И очень часто представители военного ведомства чуть ли не обязывают офицеров селиться там, где возведены для них дома. Однако там, где хотят жить офицеры – в цивилизованных городах, социально и экономически развитых районах, – Минобороны строительство квартир не ведет, полагает собеседник «НГ».
В качестве примера называлась проблема выделения квартир в Москве. По его словам, сейчас 8 тыс. офицеров стоят в очереди на жилье в столице, но когда они его получат – неизвестно.
В то же время, как уже писала «НГ» (см. номер от 14.07.11), к примеру, военнослужащие отказываются заселяться в неблагополучный с точки зрения экологии и безопасности военный городок «Снеговая падь» во Владивостоке. Он был построен на месте бывшего флотского арсенала, который взорвался в 1992 году. Здесь во время обустройства работ по заселению в июле 2011 года также прогремели взрывы, от которых погибли два рабочих, еще два были ранены. Ранее Минобороны заверяло, что городок для военных безопасен. Хотя после гибели рабочих, по сообщению начальника инженерных войск Восточного военного округа Константина Семашко, в окрестностях микрорайона саперами было обнаружено еще около 1200 фрагментов боеприпасов.
Как рассказал «НГ» председатель приморской краевой организации Общероссийского профсоюза военнослужащих Юрий Тарлавин, ответственность за безопасность «Снеговой пади» – нового микрорайона, который предоставляют офицерам и их семьям, полностью лежит на Минобороны: «Могли построить городок в экологически чистой бухте. Но министр обороны почему-то принял решение строить жилье для офицерских семей в «Снеговой пади», на месте, где взорвались склады с боеприпасами».
«Беда современной России и ее армии состоит в том, что сейчас во всех структурах управления присутствуют некомпетентные люди, которые за свои решения, по сути, не отвечают. Сейчас непонятно кому реально подчиняется министр обороны – то ли президенту, то ли главе правительства, то ли «Единой России». Он чувствует вседозволенность, и его действия не поддаются на первый взгляд логике. Хотя интересы определенных групп, политических элит за этим просматриваются. Но при этом делаются ошибки, наносящие ущерб государству. И никто за эти ошибки, как в случае с построенными, но невостребованными квартирами, военными городками, ответственности за них, к сожалению, не несет», – объясняет ситуацию президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов, который долгое время проработал на руководящих должностях в Минобороны.