По поводу возобновления производства на ИжАвто заводчан поздравляли премьер Владимир Путин и президент Сбербанка Герман Греф.
Фото Сергея Котлярова
Завод ИжАвто, еще недавно являвшийся одним из крупнейших должников Сбербанка России, во второй половине 2012 года начнет выпуск нового народного автомобиля АвтоВАЗа LADA Granta в режиме полного цикла. Сотрудничество Сбербанка и ИжАвто продемонстрировало, что при правильной политике кредитного учреждения проблемный пассив может превратиться в перспективный актив. Новый собственник ижевского предприятия – АвтоВАЗ – намерен вложить в модернизацию производства 7 млрд. руб. ИжАвто вышел из годового простоя, в котором находился до произведенной Сбербанком антикризисной стимуляции, и в нынешнем году уже собрал более 26 тыс. автомобилей.
ИжАвто к 2009 году был одним из самых проблемных должников Сбербанка, выдавшего предприятию кредитов на 8,3 млрд. руб. Общий долг ижевского завода составлял 13,5 млрд. руб. А ведь в советское время завод был одним из ведущих производителей автомобилей в стране, выпуская до 220 тыс. машин в год. До кризиса 2008 года с ижевского конвейера сходили ВАЗ 2104, ИЖ 27175 и две модели KIA – Spectra и Sorento. На заводе работали почти 6 тыс. специалистов. Однако когда российскую экономику начало лихорадить, предприятие едва не погибло. Как неоднократно писали СМИ, бывшие собственники ИжАвто и топ-менеджеры завода и группы СОК намеревались в трудное время вывести активы, чтобы не платить по счетам. Результатом деятельности бывшего менеджмента завода стал производственный коллапс. Конвейер был остановлен, половина сотрудников попала под сокращение. Если на других проблемных предприятиях собственники пытались договориться с кредиторами, то на ИжАвто Сбербанку фактически не с кем было вести переговоры. Топ-менеджеры находились в розыске, потому банку фактически пришлось взять на себя ответственность за клиента. Кстати, на днях в Объединенных Арабских Эмиратах был задержан Андрей Фролов – бывший президент самарской группы СОК, до начала 2009 года владевшей ИжАвто. Его обвиняют в преднамеренном банкротстве предприятия и выводе 6,7 млрд. руб. оборотного капитала завода.
В российской практике кредиторы обычно пытаются вернуть долги примитивными, но быстрыми способами, продавая имущество должников, нередко обрекая на безработицу тысячи людей, работающих на предприятии. В случае с ИжАвто без работы оказались бы около 1,5% трудоспособного населения Ижевска, кроме того, был бы потерян создававшийся много лет центр автопроизводства, с которым связана почти сотня смежных предприятий, – важнейший в этом регионе России. Поэтому Сбербанк решил не распродавать имущество ИжАвто, а развивать производство.
Для этого банку пришлось взять на себя обязательства по выплате зарплаты сотрудникам – это позволило избежать забастовок и масштабного социального кризиса. Предприятие удалось подготовить к зиме 2009–2010 годов, при этом конвейер остался в рабочем состоянии. Сохранились даже поставки энергоресурсов на завод, причем они использовались для поддержания работы котельной, обеспечивающей теплом значительную часть Устиновского района Ижевска. Чтобы оставить ИжАвто на плаву, Сбербанк пошел на риск – частично отказался от залогового имущества, которое продавалось для финансирования текущих расходов предприятия.
В мае 2010 года для восстановления производства в Ижевске была создана подконтрольная Сбербанку компания ООО «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). ОАГ выкупила все производственные активы Ижевского автозавода. Как сообщили в АвтоВАЗе, общая стоимость приобретенного имущества ОАО «ИжАвто» и его дочерних структур составила 2,6 млрд. руб. без НДC. При этом активы приобретались фактически за счет инвестиционных кредитов Сбербанка.
Для восстановления производства машин Сбербанк рассматривал варианты сотрудничества с несколькими автоконцернами – в частности, перспективными считались совместные проекты с Hyundai и Kia. Но выбран был один из стратегических партнеров банка – отечественный АвтоВАЗ. Сбербанк во время кризиса не раз оказывал финансовую поддержку автогиганту, знает его сильные и слабые стороны и участвует сразу в нескольких совместных проектах – например, развивает программу кредитования потребителей при покупке автомобилей LADA.
Бизнес-план восстановления ИжАвто партнеры разработали вместе. В результате в мае 2011 года ОАГ присоединилась к АвтоВАЗу и альянсу Renualt–Nissan, подписав многостороннее соглашение о промышленной сборке автомобилей. В августе 2010 года представители Сбербанка, АвтоВАЗа, ОАГ и ИжАвто уже встречались с производителями автокомпонентов. Их удалось убедить, что с Ижевским заводом можно работать стабильно и долговременно. В качестве гарантии новым поставщикам АвтоВАЗ предоставил ОАГ трехмесячную отсрочку оплаты своих машинокомплектов. В результате в сентябре 2010 года ижевский конвейер был запущен. А в конце октября 2011 года АвтоВАЗ приобрел саму ОАГ за 1,7 млрд. руб.
В сентябре и октябре 2011 года завод производил ежемесячно около 10 тыс. автомобилей LADA 2107, LADA 2104 и Иж-27175, рассказал «НГ» директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков. План производства на ноябрь 2011 года остается примерно таким же. При этом к 1 ноября численность коллектива завода почти достигла докризисной и составляет 4822 человека.
С середины 2012 года АвтоВАЗ планирует запустить на заводе производство LADA Granta. К 2017 году российский автогигант намерен выпускать 1,5 млн. автомобилей, но мощностей одной тольяттинской площадки для этого недостаточно. Поэтому выпуск автомобилей под тремя брендами LADA, Renault и Nissan предполагается запустить также и в Ижевске. «На заводе ИжАвто кроме сборочных мощностей есть и сварочное, и окрасочное оборудование, что, несомненно, делает его потенциально эффективной и прибыльной площадкой российского автопрома», – считает Игорь Комаров.
Но даже после выхода ИжАвто на полную производственную мощность Сбербанк не оставит предприятие. В рамках развития производства на Ижевском автозаводе между Сбербанком и АвтоВАЗом подписан меморандум о взаимопонимании, согласно которому кредитная организация поможет крупнейшему производителю автомобилей России финансировать модернизацию его ижевского актива – «в основном за счет инвестиционных кредитов Сбербанка», – говорит президент АвтоВАЗа Игорь Комаров.