Сергей Собянин взял под личный контроль ситуацию в столичном метро.
Фото РИА Новости
Состоявшаяся в начале ноября презентация финальной версии государственной программы «Развитие транспортной системы Москвы 2012–2016 годов» позволила ознакомиться с доработанной концепцией решения одной из самых острых проблем, стоящих перед городом. Финансирование этой программы за пять лет составит 1,5 трлн. руб., это равносильно 20–25% ежегодного городского бюджета.
Власти намерены строить новые дороги и ликвидировать дефицит дорожной сети, однако приоритетом является комплексная модернизация всех видов общественного транспорта и объединение их в единый слаженный механизм.
Именно он должен обеспечить комфортное и быстрое передвижение пассажиров по городу, и, когда он сформируется, многие теперешние автомобилисты будут предпочитать общественный транспорт личному авто. И это вовсе не утопия, а цель, к которой пришли многие современные мегаполисы, в свое время испытывавшие большие дорожно-транспортные трудности.
Согласно программе, ключевым элементом единой транспортной системы будет метрополитен, который и сейчас является крупнейшим внутригородским пассажирским перевозчиком. Однако все, кто когда-либо пользовался этим видом транспорта, прекрасно понимают все его насущные проблемы.
В сравнении с метрополитенами мировых столиц в Москве при наименьшей протяженности линий метро перевозит максимальное число пассажиров. Так, к примеру, берлинская подземка, которая немного превосходит московскую по масштабам, в год перевозит 0,4 млрд. человек, тогда как наша – 2,4 млрд. При этом на сегодняшний день 22% населения Москвы проживают в районах, не обслуживаемых метрополитеном.
При разработке модернизационных и строительных планов для метрополитена учитывались многие факторы, в том числе его радиально-кольцевая структура, повторяющая наземную схему дорог, и то, что 40% линий работает в режиме перегрузки. Бралась в расчет и перегруженность центральных пересадочных узлов, и ситуация с посадкой и высадкой пассажиров в часы пик на конечных и срединных станциях, куда их подвозят сразу из нескольких районов на наземном транспорте.
Для преодоления злободневных проблем столичной подземки новая госпрограмма предполагает небывалые темпы строительства новых линий. За пять лет предполагается построить и ввести в эксплуатацию 75 км новых путей и 36 станций, а это значит, что в среднем в год будет появляться по 15 км новых линий.
Безусловно, равномерность не будет соблюдена, ибо никогда прежде в Москве не строилось больше 4 км линий в год. Да и проектной документации на такие объемы работ пока не существует. Но уже сейчас началось масштабное проектирование с заделом на будущее. Так что если в 2012 году планируется ввести три новые станции, то в 2013-м – уже пять, а в 2014-м и 2015-м – 12 и 13 соответственно.
Причем мэр Москвы Сергей Собянин не раз давал понять, что темпы работ на метрополитене всегда будут в фокусе его внимания. «Я прошу контролировать объемы работ. Я сам буду бывать на стройках. В ближайшее время побываю на всех линиях, чтобы посмотреть, как приступили к этой работе», – заявил он недавно на правительственном совещании.
В результате масштабной метростройки в ближайшие пять лет будет завершено формирование более равномерной радиально-кольцевой системы метрополитена, увеличится плотность его сети, появятся новые возможности для пересадок на периферийных участках линий. В комплексе с развитием наземных видов транспорта это даст мощный эффект перераспределения пассажиропотока. В частности, большим подспорьем в быстром передвижении станут скоростные трамваи и экспресс-маршруты автобусов по выделенным полосам. Кроме этого, важным «помощником» метро станет Малое кольцо железной дороги, которому вернут функцию перевозки пассажиров.
Одновременно со строительством метрополитену предстоит обновление парка метровагонов и другие мероприятия, направленные на повышение комфортности поездок. Новые метровагоны оборудованы мощными кондиционерами с системой климат-контроля, имеют цифровую информационную систему и систему видеонаблюдения, а уровень шума в них на 30% ниже по сравнению с теперешними вагонами.
Продуман и вопрос ликвидации очередей за билетами – во всех вестибюлях будут установлены автоматы для продажи проездных на разное количество поездок. О свежем воздухе в подземке позаботятся не только в вагонах, но и на станциях. В ближайшие годы заменят около 400 вентиляционных установок. Реконструкции подвергнутся многие вестибюли. Там, где возможно, будут установлены четырехленточные эскалаторы, что повысит их пропускную способность.
Но и через пять лет развитие метрополитена не остановится. С 2016 по 2020 год будет строиться новая система экспрессных линий. Начало этому будет положено проектированием и строительством линии Третий пересадочный контур в центральной и срединной части города и участка Кожуховской линии от станции «Авиамоторная» в районы Косино-Ухтомский, Люберецкие Поля. С учетом присоединения новых территорий будут продлеваться и некоторые существующие линии.
Всего же до 2020 года власти намереваются построить и запустить 185 км линий и 81 станцию, таким образом в столице будут действовать 263 станции вместо теперешних 182. За всю историю столичный метрополитен не знал таких темпов роста и модернизации. Однако совершенно очевидно – эти перемены для метрополитена назрели давно. Гордость столицы, ее метрополитен, должен соответствовать своей задаче, чтобы продолжать надежно служить городу и выполнять свою миссию основного перевозчика пассажиров в современном мегаполисе.