Президент России Дмитрий Медведев передал руководителям государств «большой двадцатки» Послание, в котором описаны основы новой концепции использования и охраны результатов творческой деятельности во Всемирной сети.
И тролль, и писатель, который разместил в Интернете свои произведения, является автором. Проблема защиты их интеллектуальных прав не решена нигде и никак; мы все плаваем в Интернете, как флибустьеры южных морей: книги, музыка, фильмы – все становится предметом нашего вольного использования. Понятно, что это порождает кучу проблем, начиная с оплаты создателей контента, что не является только их заботой (не будучи оплаченными, творческие люди начнут зарабатывать чем-то другим), и кончая осознанной привычкой брать без спросу, которая стала нормой для всех нас. И если мы не стащим пирожок в булочной – что-то нас еще остановит, кроме возможности наказания, то нет человека, который считал бы зазорным скачать фильм.
Интересно, что эта проблема не российская, и не американская, и не общемировая. Это проблема будущего мира, к которой мы должны хотя бы подступиться, вряд ли решить. Заглядывая в Интернет, мы заглядываем, как в щелочку, в полдень XXI века, и он открывается нам с проблемами, которые поджидают нас там, в том числе и правовые.
«Использование объектов авторского права в Интернете должно быть свободно, если правообладатель прямо не заявит обратного», – предложение, которое президент Медведев направил в G20, по существу, фиксирует несоответствие сложившихся веками принципов защиты интеллектуальной собственности этому будущему миру.
Концепция международного регулирования, в которой правообладатель сам выбирает модель охраны собственности, абсолютно нова. Выбор модели права для себя подразумевает совершенно новый тип сознания, радикально оторванный от образа советского человека с его коллективизмом, а также и от современного международного права с социальным равенством, доходящим до уравниловки.
Понятно, что это потребует разработки специального механизма, особенно сложным вопросом станет практика наказания нарушителей, информационные посредники, владельцы сайтов, провайдеры будут кивать головой на пользователей, пользователи – критиковать дурные законы и скрываться под никами, короче, до окончательной победы разума еще пилить и пилить, причем во всех смыслах этого слова.
Тем не менее это первый случай, когда законотворцы не борются со сложившимся положением дел, а закрепляют его, и это – новый подход!
Не приходило в голову, что Россия сможет стать новатором именно в области юридической науки и практики. Впрочем, может быть, именно мы, больше всех пострадавшие от последствий нарушения закона, лучше всего знаем цену его применения так, чтобы постулаты не шли вразрез с жизнью и деятельностью людей.