Депутаты одобрили представленный Сергеем Собяниным бюджет столицы.
Фото с официального сайта правительства Москвы
На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин отчитался за год своей работы, подведя промежуточные итоги. После этого он представил депутатам Московской городской Думы бюджет столицы на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов, разработанный правительством города. Впервые Москва приняла в первом чтении бюджет, рассчитанный на три года. Это связано с тем, что главный городской документ был сверстан на основе государственных программ, над которыми столичные власти работали в течение уже уходящего 2011 года. Нынешний бюджет, по мнению экспертов, получился по-настоящему народным, поскольку московские власти широко обсуждали этот проект совместно с общественными организациями и обычными горожанами.
Какой мы видим сегодняшнюю Москву и, главное, сколько времени понадобится на то, чтобы в ее жизни произошли изменения в лучшую сторону? Мэр столицы в своем выступлении по проекту бюджета самого большого города России обозначил основные приоритеты, на которые будут тратиться средства в течение 2012–2014 годов. Итак, что досталось нынешнему мэру в наследство от предыдущей администрации? Тяжелый, перенаселенный город, перегруженный сонмом очень разных проблем, причем транспортная проблема – это лишь верхушка московского айсберга. Политика предшествующей команды города, надо признать, была несколько хаотичной, хотя нынешний мэр не умаляет заслуг предыдущего коллеги. Как бы то ни было, но в целом ситуация на сегодня такова, что от города потребуются огромные усилия и фантастические финансовые вливания в каждую из крупных проблем столицы. Мэр официально признал то, что город находится в состоянии транспортного коллапса и по этой причине транспортная проблема больше не может решаться в алгоритме «как-нибудь само рассосется».
«В 2012 году расходы столичных властей составят 1 триллион 704 миллиардов рублей. Из них 1 триллион 500 миллиардов рублей – это средства на реализацию государственных программ в соответствии с приоритетами развития города», – заявил московский мэр. Распределяться этот бюджет будет согласно приоритетам, круг которых очертили городские власти совместно с экспертами и общественностью.
Самой крупной, в том числе и по затратам, госпрограммой столицы стала программа «Социальная поддержка жителей Москвы». Город намерен потратить на нее 338 млрд. руб., что составляет 20% от заявленного бюджета. Эта программа призвана обеспечить все доплаты по пенсиям, которые достигнут в следующем году 12 тыс. руб. В эту же программу входят и расходы на выплаты льгот, пособий и других социальных услуг.
Что касается программы «Транспортная система Москвы», то на нее город запланировал расходы в размере 328 млрд. руб., по масштабам затрат этот проект ненамного отстает от расходов на социалку. Как известно, для того чтобы «город поехал», западные страны делают упор на развитие общественного транспорта – и именно такая политика позволяет им успешно бороться с пробками. Что ж, Москве тоже вскоре придется выбирать между общественным транспортом, который будет довозить до работы быстрее и комфортнее, и транспортом личным – в ущерб самому себе и личному времени. В числе приоритетов было названо строительство 400 километров дорог к 2016 году, обновление общественного транспорта и оборудование для него выделенных полос. Наконец, мэр пообещал, что к 2016 году половина вагонов метро станут малошумными и их оборудуют системами климат-контроля.
Таким образом, общественный транспорт в столице действительно подвергнется радикальному обновлению. Кроме того, на реализацию подпрограммы по модернизации столичного метро планируется потратить 104 млрд. руб., при этом большая часть этих средств уйдет на строительство новых линий. Помимо модернизации линий метрополитена программа также предусматривает и развитие сети автомобильных дорог. Необходимо отметить, что выделение средств на такую масштабную перегруппировку транспортных приоритетов – это только полдела. В числе прочего правительство Москвы планирует найти строительные компании, которые будут эффективно и без накладок использовать эти средства. Так что сначала городу предстоит заняться поисками таких компаний, проведением тендеров и аукционов на строительство метро, дорог и парковок.
Отдельно мэр столицы остановился на таких программах, как «Столичное образование» и «Столичное здравоохранение». 260 млрд. руб., или 15%, от всего объема столичного кошелька пойдут на решение задачи, поставленной мэрией перед системой московского образования. Суть такова: каждый ребенок в возрасте от трех до семи лет должен быть обеспечен местом в детском саду для полноценной подготовки к школе, а школьное образование должно на деле гарантировать каждому ученику получение качественного среднего образования в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
На оказание достойной медицинской помощи каждому жителю столицы город намерен потратить в 2012 году 202 млрд. руб. Основная цель этой программы – постепенно привести все без исключения медицинские учреждения региона в соответствие с современными требованиями оснащенности и комфорта. Самые острые проблемы у жителей Москвы – это, увы, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. На развитие медицины по этим направлениям город делает серьезный упор. «Нужны не две-три суперклиники, куда невозможно попасть без денег или связей, а хорошие больницы и поликлиники, ориентированные на качественное и доступное лечение пациентов», – отметил градоначальник.
Что ж, бюджет столицы принят Мосгордумой в первом чтении. В нем, кстати, нашли отражение и наказы обычных москвичей, все конструктивные предложения жителей города московские власти готовы рассматривать и после принятия бюджета. Город повернулся к людям, он больше не хочет, чтобы мнение жителей шло вразрез с начинаниями мэрии, так что формат конструктивного диалога – это именно тот формат, который команда мэрии предлагает москвичам. И, как показала практика уходящего года, москвичи с интересом идут на такой диалог. Город у нас общий, так что и его проблемы проще и честнее решать сообща.