Ольга Голодец намерена поднять престиж московских учителей.
Фото пресс-службы правительства Москвы
Система образования города Москвы до 2016 года получит более 1,5 трлн. руб. Программа столичной мэрии, предусматривающая выделение этой суммы, была разработана усилиями профильного департамента, экспертного сообщества, педагогов и родителей, утверждена городским правительством. Через четыре года в Москве должен появиться особый стандарт качества образования, который будет более высоким, чем в других регионах России.
Рабочие материалы программы развития образования Москвы на 2012–2016 годы 5 февраля были опубликованы на сайте Департамента образования Москвы для открытого обсуждения. В рамках всероссийского тренда публичного обсуждения законопроектов поправки в программу могли присылать эксперты, педагоги и родители. Сведением воедино и обработкой поступающих предложений занимались специалисты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического вуза и Московского городского психолого-педагогического университета. Как рассказала заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец, итоговый документ получился сбалансированным и учитывает мнение всех, кто заинтересован в развитии московского образования. В процессе обсуждения проекта от москвичей поступило более 8 тыс. замечаний и предложений, большая часть которых была учтена.
Главный вызов, ответить на который нужно программе «Столичное образование», – масштабный демографический рост в столице. В нынешнем году в детские сады пошли 389 тыс. детей, что на 60 тыс. больше, чем в предыдущем году. В процессе выполнения программы в школы и детские сады придут на 300 тыс. детей больше, чем будет учиться в 2012 году. Это вынуждает столичные власти максимально быстро увеличивать количество комфортных мест обучения – это касается и дошкольных учреждений, и школ, и профессионального образования. За пять лет в городе за счет бюджета будет создано 43 тыс. новых мест в школах, около 1700 в колледжах и почти 42 тыс. в детских садах. За счет государственно-частного партнерства в Москве откроются 300 негосударственных детских садов и 259 центров развития ребенка, 10 школ, 14 зданий профессионального образования и 15 центров дополнительного образования.
Важным результатом реформирования системы образования Первопрестольной станут новые, «столичные» стандарты качества образования. «Москва должны быть лидером в России и конкурировать с мировыми мегаполисами – такую задачу мы ставим для себя. Это будет выражаться в формировании так называемых московских стандартов качества образования. Мы сегодня лидеры по целому ряду предметов, но хотим, чтобы это лидерство было безусловным», – говорит Ольга Голодец. Укрепить лидерство Москвы должны новые стандарты оснащения кабинетов по разным предметам, новый, более высокий уровень подготовки педагогов, измененная система их квалификации, а также особое содержание городских образовательных программ. Московские стандарты качества предполагают не только повышенные требования к педагогам, но и особые условия для них. В первую очередь это касается уровня заработной платы, которая будет расти. По данным Департамента образования, с октября уровень оплаты труда педагогов дошкольных учреждений вырастет на 20–25% (сейчас средняя зарплата составляет 24 500 руб.). «Престиж московского учителя снова должен стать высоким», – считает Голодец.
Реформирование системы образования Москвы должно решить типичную проблему мегаполисов, весьма острую в некоторых районах столицы, – обучение детей мигрантов. Сейчас в школах города около 28 тыс. учеников, не имеющих гражданства РФ, при этом около 15 тыс. из них даже не говорят дома на русском. Их планируется обучать русской речи дополнительно. В нынешнем году в 245 школах уже созданы специальные курсы русского языка. «Это помогает преодолевать культурный и языковый барьер, который мешает обучению», – считает Голодец. По мнению заместителя мэра, зачастую дети мигрантов гораздо лучше мотивированы на хорошую учебу, чем коренные жители, и потому могут стать локомотивами образовательного процесса в классе и школе.
Внимание в программе уделено и детям с ограниченными возможностями, которых в Москве 27 тыс. Лишь 3 тыс. из них посещают образовательные учреждения, однако тем, кто захочет учиться не на дому, а в школе, программа, по словам Ольги Голодец, предоставит все возможности. «Если в школу соберется пойти ребенок с ограниченными возможностями, с ним придет и финансирование, которое позволит при необходимости дооборудовать учебное учреждение так, чтобы новый ученик мог учиться без проблем», – говорит заместитель мэра.