В последние годы в России произошли тяжелые техногенные катастрофы, повлекшие человеческие жертвы и серьезный экономический ущерб. Аварии на шахте «Распадская», на Саяно-Шушенской ГЭС, взрывы в ОАО «Ремвооружение» в Ульяновске получили большой резонанс из-за их масштаба и тяжести последствий. Число подобных катастроф растет как снежный ком.
Многие недавние аварии техногенного характера являются следствием ухудшающегося состояния инфраструктуры и производственных фондов, а также деградации культуры организации производства на промпредприятиях. Безответственный стиль управления и стремление предпринимателей получить сиюминутную выгоду связаны с недостатком навыков управления технологически сложными производствами. Потому сегодня все большее значение получает качество государственного и муниципального контроля над деятельностью опасных промышленных и инфраструктурных объектов. Есть ли у уполномоченных органов власти необходимые инструменты для эффективной организации такого контроля? Даже единичный пример взаимодействия контролирующих органов и одного из подмосковных предприятий дает повод сомневаться в этом...
Разбирательство по нарушениям на металлургическом заводе ОАО «Мособлпроммонтаж», ежегодно выплавляющем до 30 тыс. тонн вторичных алюминиевых сплавов, длится больше полугода. Предприятие расположено в деревне Ратмирово Воскресенского района Подмосковья. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, это предприятие относится к первому классу санитарной классификации. Его санитарно-защитная полоса должна составлять 1000 метров, и Роспотребнадзор РФ по этим нормам утверждает проект полосы, в котором учитываются особенности производства и местонахождения объекта. Однако, как видно по карте, в пределах 1000-метровой зоны от забора завода находится вся деревня Ратмирово. А значит, грубо нарушаются требования закона – ведь жилые постройки находятся в непосредственной близости от границ опасного производства.
В результате выплавки алюминиевых сплавов из вторсырья образуются опасные отходы – шлаки. Утилизация таких шлаков должна осуществляться на специальных полигонах, где предусмотрена система мер по предотвращению попадания опасных веществ в окружающую среду. Но правильная утилизация – дело дорогое, а потому нередко предприниматели пытаются сэкономить. По мнению специалистов по утилизации, с «Мособлпроммонтажа» шлаки могут вывозить ночами на обычный подмосковный полигон – Тимохово, где их размещают как малоопасные отходы. При этом после обычного для наших полигонов пожара опасные вещества могут попасть в воздух, а после дождя – в источники воды.
Весной 2011 года на предприятии проходила плановая проверка Ростехнадзора РФ, выявившая 24 нарушения промышленной безопасности. Основные претензии инспекторов были связаны с отсутствием разрешения на ввод взрывопожароопасных объектов в эксплуатацию, планов действий в чрезвычайных обстоятельствах, требуемой аттестации у руководителей предприятия и утвержденной экспертизы безопасности накрененной дымовой трубы завода. Эти нарушения настолько грубы, что являются веским основанием для приостановки лицензии. Ростехнадзор составил протокол о временном запрете деятельности предприятия по эксплуатации взрывопожароопасных объектов, принимая во внимание характер нарушений и то, что они выявлены не впервые. На менеджеров «Мособлпроммонтажа» эта мера не подействовала: не останавливая производство, они разослали многочисленные письма в адрес администрации президента РФ, прокуратуры, правительства, политических партий с призывом прекратить давление на бизнес. Сотрудники Ростехнадзора, проводившие проверку, ощутили на себе прессинг, а посыпавшиеся на них обвинения считают нелепыми.
Обращение инспекторов в Службу судебных приставов РФ для принудительного исполнения протокола о временном запрете деятельности не принесло результата. Согласно действующему законодательству, Воскресенский городской суд должен был назначить санкцию по установленным нарушениям. Судья районного суда назначил выездное заседание суда на территории завода. Фактически оно превратилось в сорокаминутную прогулку по заводу. Хотя в этом заседании не участвовали эксперты, суд определил, какие требования промышленной безопасности нарушены, а какие нет. Судом были заслушаны свидетели – сотрудники завода, которые утверждали, что на производстве «все хорошо». Но по-другому и быть не могло, ведь у руководства предприятия есть различные механизмы давления на персонал, например задержка зарплаты, из-за которой сотрудники становятся покладистыми и говорят то, что нужно начальству.
ОАО «Мособлпроммонтаж» представило суду разрешение на ввод своих объектов в эксплуатацию, выданное администрацией муниципального образования Фединское. Представленный суду документ содержал противоречивые сведения. Так, по подсчетам «НГ», разрешение было выдано на девять месяцев ранее выдачи документов, которые нужны, чтобы такой документ можно было получить. Складывается впечатление, что либо администрация муниципального образования нарушила требования законодательства, либо суду были представлены недостоверные документы. Лишь тремя месяцами позже Воскресенский городской суд вынес решение по административному делу и признал ОАО «Мособлпроммонтаж» виновным в нарушении ст. 9.1. КоАП РФ.
Что ж, нельзя не отдать должное профессионализму и психологической устойчивости сотрудников Ростехнадзора, отстаивающих соблюдение установленных законом требований. Опасное предприятие первого класса, которое работает в непосредственной близости от жилья, без разрешения и с нарушениями эксплуатировало взрывопожароопасные объекты и игнорировало протоколы о запрете деятельности, все же было наказано штрафом. Но получается, руководитель производства может откровенно противодействовать работе инспекторов, пытаться любыми способами обойти требования закона и продолжать зарабатывать деньги, невзирая на имеющиеся предписания.
Правомерен вопрос – будет ли в результате обеспечено соблюдение требований законодательства и могут ли спать спокойно жители? В отношении вопросов безопасности и экологии механизмы государственного контроля необходимо переосмыслить.
Предпринимательская деятельность является объектом регулирования и контроля со стороны многих государственных органов, и зачастую контроль избыточен. Однако в области безопасности он должен быть усилен. Ведь до тех пор, пока внимание контролирующих органов не будет сфокусировано на обеспечении эффективности контроля, координации усилий региональных и муниципальных властей и надзорных органов, обеспечивающих соблюдение соответствующего законодательства, россияне будут получать все больше страшных новостей о техногенных авариях.