Два месяца назад Москва обзавелась гигантским юго-западным аппендиксом. Он простирается от МКАД до границ Калужской области. Эксперты спорят о перспективах агломерации. Главное опасение в том, что калужский аппендикс превратится в прокрустово ложе будущего столичного округа.
Новый калужский вектор развития столицы нельзя назвать ни «плохим», ни «хорошим», ни «оптимальным» – никаких публичных сопоставлений вариантов просто не проводилось. Между тем ошибки при реализации проекта могут иметь катастрофические последствия.
С плюсами и минусами калужского аппендикса нужно разбираться с учетом международного опыта. Современные мегаполисы отказались от стратегии расселения вдоль радиальных направлений. Вместо этого используется концепция размещения новых центров-спутников на удалении в 30–50 км от мегаполиса. Такая стратегия гарантирует экологический, транспортный и энергетический комфорт. Подобным образом спланировано развитие крупнейших городских агломераций: Нью-Йорка, Лондона, Стокгольма, Токио, Ванкувера, Атланты, Шанхая, Пекина.
Такая конструкция экономически устойчива. Мегаполисы привлекательны для инвесторов даже в условиях экономических кризисов. А относительно небольшие города-спутники с населением примерно 500–700 тыс. человек оказываются самыми комфортными для жителей. Международная консалтинговая компания Mercer Human Resource Consulting провела мониторинг качества жизни в 215 крупнейших городах мира и выявила следующую закономерность: среди 50 городов с наивысшим качеством жизни половина имеет население менее миллиона человек, а 38 городов из этой звездной полусотни отличаются невысокой плотностью населения – менее 5 тыс. человек на 1 кв. км. Для сравнения: плотность населения в Москве почти вдвое выше (9,6 тыс. человек на 1 кв. км), что является антирекордом по сравнению с Нью-Йорком, Шанхаем, Сингапуром, Парижем и т.д.
Но самый эффективный способ борьбы с перенаселением и с ограничениями для развития – это вынос части функций города за его пределы, создание новых городов-спутников и соединение их с помощью широких кольцевых трасс. Именно такие планы децентрализации успешно реализованы в Шанхае, Париже, Ванкувере, Атланте и других городах. Стратегия же аппендикса противоречит основному принципу развития мегаполисов. Этот вывод легко подтвердить и количественными сравнениями приращения аппендикса с вариантами расширения Москвы за счет административного присоединения городов-спутников.
К примеру, затраты на развитие магистральной автотранспортной сети для аппендикса превысят 8 млрд. долл., тогда как для рядом расположенного южного направления – около 0,4 млрд. долл. Аналогичная ситуация и с железнодорожным сообщением, которое фактически отсутствует в варианте аппендикса. В то же время в Московской области 11 основных радиальных железных дорог и большая окружная.
Для организации электроснабжения юго-западной территории потребуется, по расчетам института «Энергосетьпроект», около 6 млрд. долл. Опять же для сравнения: стоит только сдвинуться к югу, и то же электричество в Домодедовском округе обойдется в 20 раз дешевле – 0,3 млрд. долл. Так исторически сложилось – одни территории намечались к застройке и инженерно подготавливались, а другим отводилась роль зеленых коридоров. В итоге калужский аппендикс к массовой застройке вообще не подготовлен, а вдоль Каширского шоссе и трассы «Дон» создан мощнейший пучок ЛЭП и питающих центров, которые дают энергию всему югу Москвы и Подмосковья.
В случае заселения юго-западного направления транспортная проблема в столице не разрешится, а только обострится. Удаленность этой территории от крупнейших аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево» увеличит нагрузку на МКАД. Для связи этой территории с аэропортами потребуются немалые инвестиции. В то же время простая мысль строить и использовать существующие города-спутники вблизи «Шереметьево» и «Домодедово» вообще не обсуждалась. А ведь во всем мире аэропорты становятся новыми градообразующими центрами, что позволяет развивать инфраструктуру за счет частных инвестиций. В калужском аппендиксе эти затраты полностью лягут на бюджет, то есть на налогоплательщиков.
Даже беглое сравнение территорий вокруг аэропорта «Домодедово» и юго-западного «бублика» выявляет большие недостатки последнего. В отличие от аппендикса «Домодедово» – это единый городской округ, присоединение которого не меняет границ районов, не заставляет сельские округа подстраиваться под нужды города. Вокруг аэропорта абсолютное большинство – это жители многоквартирных домов. Для них административное присоединение будет на руку. В то же время в аппендиксе живут те, кто «прелестям» мегаполиса предпочитает спокойную жизнь поближе к природе. Для них смена территориальной парадигмы будет личной катастрофой.
Наконец, опыт развития Москвы свидетельствует о том, что столица развивалась за счет присоединения освоенных территорий. Потому что только за их счет можно было использовать плюсы расширения и минимизировать риски. Расширение в никуда, в зияющую пустоту аппендикса – это почти новшество в нашей истории.
Сложно найти хотя бы один плюс калужского направления – если только отказаться от лозунгов и перейти к конкретному сравнению даже просто с соседней территорией. Остается надеяться, что вариант аппендикса не связан с чьими-то личными амбициями. И городские власти смогут найти более выигрышные варианты.