Теперь за леса вокруг столицы будут отвечать городские власти.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
За территории так называемого лесозащитного пояса Москвы теперь будут отвечать московские власти. До сих пор их благоустройством занималось Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Москва готова тратить на благоустройство новых зеленых территорий по миллиарду рублей в год. Но это решение было принято уже после разработки общей концепции охраны окружающей среды до 2016 года, поэтому у экологов появляются вопросы – в частности, будет ли лесозащитный пояс Москвы управляться так же, как и лесопарковые зоны внутри столицы? Есть у экологов и другие претензии к концептуальной экологической программе.
По соглашению правительства Москвы и Рослесхоза столице отойдут около 30 га леса, площадь лесов в столице увеличится почти в три раза. Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский заявил, что деньги будут тратиться в первую очередь на лесовосстановление, пожарную безопасность, санитарное и эпидемиологическое состояние. «Нужно обустроить противопожарные водоемы, ликвидировать в лесу последствия ледяного дождя, это огромное количество поваленных деревьев. Необходимо очистить лес от мусора, который в большом количестве скопился в этой зоне – в этом году из городских лесов вывезли около 15 тысяч кубометров отходов. Нужно увеличить в 10 раз штатную численность сотрудников, которые будут выполнять функции по содержанию защитного лесопаркового пояса». Пока ни о какой рекреационной нагрузке, то есть о благоустройстве пикниковых зон для отдыха жителей Москвы и Подмосковья, речь не идет. «Сейчас нужно провести все мероприятия, прописанные в Лесном кодексе, потому что сделать что-то в грудах мусора невозможно. Чтобы поставить мебель, нужно сначала пол подмести», – сказал Кульбачевский.
Напомним, лесозащитный пояс Москвы был образован в 1935 году для создания благоприятной экологической ситуации в Москве. Туда вошли территории бывших Учинского, Москворецкого, Юго-Восточного, Северного, Зеленоградского, Красногорского и Исторического специальных лесных хозяйств, а также заповедника «Горки». За 70 с лишним лет из-за неконтролируемой, самовольной частной застройки лесного массива зеленая площадь сократилась почти на 30 тыс. га. Председатель комиссии по экологической политике Московской городской Думы Вера Степаненко считает, что плачевное состояние зеленых массивов связано с тем, что никто всерьез не занимался ее сохранением. «Сейчас лес нашел своего хозяина, который приведет его в порядок», – отметила она.
Правительство Москвы до сих пор точно не знает конкретные границы полученных в пользование территорий. Около 500 млн. руб. в этом году пойдут на инвентаризацию и кадастрирование. «Для того чтобы взять у РФ что-то в бессрочное пользование, необходимо оформить все документы, оформить правильно собственность РФ. Москва берет на себя обязанность все проинвентаризировать, откадастрировать и отмежевать, сделать все земляные работы, оформить собственность РФ. После этого собственность передается Москве в бессрочное безвозмездное пользование», – отметил чиновник. Кульбачевский подчеркнул, что на территории лесозащитного пояса Москвы, согласно Лесному кодексу, не может появиться никаких капитальных строений. Впрочем, до сих пор Лесной кодекс выполнялся не всегда. «Если мы в процессе инвентаризации найдем в лесном массиве какие-то незаконные постройки, с ними будет разбираться прокуратура», – обещал чиновник.
Экологи относятся к передаче лесов в московское управление настороженно. «Боюсь, что угроза ситуаций, похожих на Химкинский лес, только возрастет, – сказал «НГ» координатор программы WWF России по экологической политике Алексей Книжников. – У московского законодательства больше рычагов переведения земель лесного фонда под другое использование. Например, есть норма, позволяющая вырубать леса, если будет произведена компенсационная посадка. Но эта мера приводит к тому, что разрушается целая экосистема, а взамен в разных местах рассаживают отдельные деревья. То есть сумма деревьев не изменяется, а результат плачевный». Напомним, вместо вырубленного для строительства дороги из Москвы в Санкт-Петербург Химкинского леса подрядчики планировали высадить деревья в нескольких скверах Москвы. Звучало также предложение провести компенсационную посадку в «Лосином острове», что, по мнению экологов, могло повредить состоянию уже этой территории.
В минувший вторник на заседании правительства была утверждена концептуальная программа «Охрана окружающей среды» до 2016 года. Директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц отметил, что там нет слов ни о целях и принципах управления передающихся Москве 50 тыс. га лесов зеленой зоны, ни о том, что будет с природными территориями и показателями состояния окружающей среды на 144 тыс. га передаваемой Москве территории области. «К тому же программа не содержит природоохранных целей и показателей, без которых невозможно обеспечить сохранение зеленого фонда Москвы, – отмечает эколог. – Например, специальный пункт посвящен реабилитации природных территорий за счет средств инвесторов. Не вижу для инвесторов других стимулов тратить деньги на реабилитацию зеленых территорий, кроме как возможность потом их застроить или приспособить под рекреационные нужды. Что авторы программы прячут под словами «повышение рекреационной привлекательности»? Это чистота воздуха и качество леса, или количество пивных ларьков с девочками в лесу? В документе говорится, что биоразнообразие будет не восстанавливаться, а повышаться на 30%. За счет чего? За счет сорняков занесенных и помоечных видов?» – выразил беспокойство эксперт.
Экологи также удивлены тем, что не встретили в программе жестких мер по отношению к топливу и двигателям ниже стандарта Евро-4, опережающему переводу транспорта Москвы на топливо стандартов Евро-4 и Евро-5, переводу общественного транспорта города на автомобили с гибридными двигателями и электродвигателями. Эксперты считают, что это влияние лоббистов нефтяного бизнеса, в первую очередь – государственных компаний «Роснефть» и «Газпромнефть». «Они осознанно не вкладывали средства в модернизацию переработки топлива, как это были вынуждены делать «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и другие частные компании, а сделали ставку на получение «легких и быстрых» средств от экспорта сырой нефти. А большая часть загрязнения воздуха в Москве – более 70%, как раз от автомобильных выхлопов, а не от стационарных источников», – сказал доктор географических наук Евгений Шварц. В программе не предусмотрено позитивных стимулов для граждан Москвы, чтобы они переходили на более качественные и экологичные двигатели. «Москва по своему материальному состоянию, уровню образования могла бы стать катализатором экологической модернизации экономики нашей страны, но программа охраны окружающей среды города выглядит, мягко говоря, не амбициозной».