0
1438
Газета Регионы России Интернет-версия

28.06.2011 00:00:00

Смотря какой бизнес

Леонид Радзиховский

Об авторе: Леонид Александрович Радзиховский - публицист.

Тэги: бизнес, ук, амнистия


Есть классическая байка про Буденного. После выхода «Конармии» разразился скандал, Бабеля обвиняли в клевете на Красную Армию и т.д. И вот в разгар боевых действий Буденного спрашивают: «Семен Михайлович, вы Бабеля любите?» На что командарм, покрутив ус, ответил: «А это – смотря какая бабель!»

К бизнесменам это тоже относится.

Последние предложения Медведева о смягчении наказаний за хозяйственные преступления, приветствуются практически всеми.

Вполне понятно. Общий обвинительный уклон наших судов, использование прокуратуры, а затем суда, как дубинки при рейдерских захватах, ухудшение инвестиционного климата, наконец, всем известные одиозные дела (Магнитский, Ходорковский) – все это просто кричит о необходимости изменения и правоприменительной практики, и самих законов.

Все это очевидно. И едва ли найдется хоть один вменяемый человек, который бы сегодня стал говорить о необходимости ужесточения наказаний за экономические преступления или хотя бы о том, что имеющуюся практику не надо менять.

Однако под флагом борьбы за «защиту бизнеса» на практике могут приниматься и такие меры, которые как раз направлены против бизнеса – против честного бизнеса.

Кто представляет главную опасность для бизнесмена в РФ ?

Ночью разбуди, ответ от зубов отскакивает: «Гад-силовик-рейдер».

Все это так. Но в «обычных» странах ответ звучит иначе. Главную опасность для честного бизнесмена представляет, естественно, бизнесмен нечестный, мошенник. Который, в свою очередь, может использовать для тех же рейдерских захватов и силовиков, и судей и т.д.

Да, специфика нашей страны в том, что в паре мошенник–силовик у нас рулит, как правило, именно силовик. Что, впрочем, вовсе не делает бизнесмена-мошенника чистым, как непорочная лилия, и безвредным для его честных коллег.

Сейчас в Госдуму вносится проект постановления об амнистии в связи с 20-летием провозглашения независимости России. В числе прочих амнистии подлежат осужденные по статье 159 (мошенничество) или те, в отношении которых ведется следствие по этой статье.

Безусловно, при проведении этих дел есть масса злоупотреблений со стороны следствия.

Но объективные эксперты (отнюдь не следователи и прокуроры !) обращают внимание и на другое. Принятие амнистии в таком виде, как предлагает проект постановления, может быть сродни «бериевской амнистии» 53-го года – только не для совершивших насильственные преступления, как тогда, а для ряда действительно опасных мошенников.

Вот из ряда скандальных дел последнего времени дело «Энергомаша», о котором много писали другие СМИ.

Владелец этой группы компаний, олигарх Александр Степанов сидит в СИЗО, обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах. Механизм воровства был удивительно незатейлив: получив кредиты (прежде всего в Сбербанке), «энергетики» по фиктивным контрактам перевели их на счета своих офшорных компаний. Причем «это тебе не мелочь по карманам тырить» – кредитов набрали на 63 млрд. руб., то есть почти на 2,5 млрд. долл. Почему так щедро давались кредиты компании с очень скверной кредитной историей – особый, разумеется, интересный вопрос.

Возможно, помогала и «социально значимая отмазка»: г-н Степанов заявлял, что будет строить маломощные газотурбинные электростанции в провинции, создал для этого «ГТ-ТЭУ Энерго». Однако, видимо, резонно решив, что он – не Данко какой-то, все равно Россию не согреет и не осветит, хоть разорвись, энтузиаст энергетики нашел чужим деньгам куда лучшее применение. Для отмазки воздвигли потемкинские электростанции: за 7 лет произвели 2 млн. квт-ч электроэнергии. Это за 2-то с лишним млрд. долл.! (Для оценки масштаба деятельности г-на Степанова напомню, что РФ производит свыше 850 млрд. квт-ч. электроэнергии в год!). В общем, такой метод «строительства электростанций» похож на аналогичную деятельность г-на Корейко, которого тоже влекла энергетика┘

Можно предположить, что в странах с «хорошим инвестиционным климатом» наш энергетик, пожалуй, получил бы не 10 лет, которые ему «корячатся» в российском суде, а лет эдак 100–200, как некоторые его «коллеги по ремеслу» в тех же США. И такие наказания не только не мешают, но напротив – помогают бизнесу. В то же время исключительная доброта, проявленная, допустим, к г-ну Мавроди, как ни странно, не вызвала восторга бизнесменов, не повысила инвестиционную привлекательность России. Странно, правда?

Возвращаясь к предлагаемой амнистии.

Если она будет принята в том виде так, как сейчас сформулирована, ряд злостных мошенников могут выйти «на свободу – с чистой совестью».

Справедливо ли это – по-человечески?

Разумно ли – по-государственному?

Полезно ли – для честного бизнеса?

Риторические вопросы.

Есть правило: «Лучше освободить 10 виновных, чем осудить 1 невинного». Согласен, наверное, это так.

Но есть ведь и другой способ: тщательно проработать постановление об амнистии в Думе, таким образом, чтобы уменьшить вероятность освобождения злостных и опасных мошенников. Которые, выйдя на свободу, как легко догадаться, опять занялись бы любимым делом – безнаказанность, как всем известно, только способствует эскалации преступлений.

А бизнесу необходимо помогать. Защищая его от силовиков и мошенников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
799
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
999
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
913
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
908

Другие новости