Фото предоставлено Координационным советом по проблемам экологии Приморья
Приморские экологи недовольны работой строителей, прокладывающих линейную часть газопровода «Хабаровск – Владивосток» и нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан-2». Проведенная независимая инспекция обнаружила существенные нарушения экологических требований, которые грозят природе ущербом, не учтенном при проектировании. Экологи намерены обратиться в прокуратуру для инициирования внеплановой проверки на стройках и заставить строителей устранить разрушения. В управлении Росприроднадзора по Приморью заверяют, что официальная проверка, завершенная накануне, замечаний не выявила.
Представители координационного совета по проблемам экологии Приморья и представители центра экологического просвещения Якутии, проводившие общественный рейд на участках возводимого газопровода «Хабаровск – Владивосток», привезли домой фотосвидетельства промахов строителей. Отметив, что они стали аккуратнее проводить работы, экологи утверждают: ущерб, который все же наносится окружающей среде, намного больше, чем был предусмотрен и оплачен в бюджеты. Претензий к строителям масса. Например, плодородный слой земли, снимаемый во время работ, не складировался для дальнейшего использования, реликтовые растения и деревья не пересаживались, строители их попросту срубали. «На земле, изъятой под строительство, встречаются просеки гораздо большего размера, чем было указано в проекте. По нашему мнению, в некоторых местах существует переруб, но точно установить его сможет только прокуратура», – рассказала «НГ» член Координационного совета по проблемам экологии Приморья, координатор программ Центра экологического просвещения Республики Саха (Якутия) «Эйгэ» Валентина Дмитриева.
Экологи отмечают: строители не укладывается в отведенные сроки, поэтому не успевают приводить в порядок переходы через реки, что дополнительно загрязняет ценнейшие водотоки края. «В качестве примера можно привести переход основной и резервной газовых веток через реку Уссури. В том месте, где проходит резервная ветка, до сих пор остались огромные прорытые каналы и канавы длиной 150-200 метров, залитые водой, от которых идет вторичное загрязнение, – говорит Валентина Дмитриева. – Официальным органам надо провести здесь дополнительную проверку».
Представитель Координационного совета Татьяна Вшивкова считает, что газовики и нефтяники рыли траншеи для трубы, не обращая внимания на мелкие реки. «Мы проезжали по всем малым рекам, где прошел газопровод, и практически везде мутная вода. Строители прошли Уссури самым нещадящим для водоемов способом, глина и песок остаются на берегах рек и впоследствии смываются в водоем, – отмечает собеседница «НГ». – В водоемах Приморья обитает много уникальных организмов, помутнение воды для некоторых из них оказывается пагубнее, чем химическое загрязнение. В Пожарском районе, например, мы рискуем потерять поголовье хариуса».
Здешний хребет Самур пересекает множество крупных и мелких источников: каждый ручей – водосбор определенной речки. Прокладка трассы газопровода через отроги Самура привела к тому, что всего за несколько месяцев потоки рек Бурлитовки и Каменушки замутились неоседающим илом. Экологи отмечают, что в селах Пожарского района также начались серьезные проблемы с водой. Местное население прежде брало питьевую воду из чистейших горных рек, куда на нерест заходили кета, хариус, таймень, щука, ленок. Но сейчас вода в них стала непригодной не только для питья, но и хозяйственных нужд, а строительство альтернативных источников для населения не предусмотрено.
В территориальном управлении Росприроднадзора заверили, что незадолго до независимой экспертизы закончилась официальная проверка прокладки трубопроводов представителями Росприроднадзора и прокуратуры. «Существенных замечаний не было, оснований не доверять выводам этой экпертизы нет. Жалоб от населения к нам не поступало, – сказал «НГ» и.о. начальника отдела Росприроднадзора по Приморью Владимир Булаш. – Чтобы инициировать внеплановую проверку, экологам нужно обращаться в природоохранную прокуратуру, с указанием конкретных мест и нарушений – весь ВСТО проверять опять никто не будет».
«До проблемных мест проверяющие не доехали, – уверена главный научный сотрудник Биолого-почвенного института ДВО РАН Татьяна Тернова. – Мы же проверили более десятка переходов через реки. Проблем нет только там, где труба проходит рядом с трассой, но стоит заехать в тайгу, то назад можно не вернуться: берега не укреплены, вырубленный лес свален. Наши сотрудники по пояс проваливались, пытаясь подойти к тем местам, где проложена труба. На берегах находили краснокнижные раковины жемчужницы, которых строители черпаком выгребали из реки и съедали».
Во время рейда экологи узнали еще одну неприятную новость: Росприроднадзор сокращает районных инспекторов. «Государственный контроль, по сути, ликвидирован: специалист, проживающий во Владивостоке, не сможет постоянно следить за стройкой. Если приводить опыт Якутии, то после каждого общественного рейда организовывались внеплановые проверки строек, выписывались предписания с требованием ликвидировать нарушение и штрафы. В Приморье подобного не предвидится», – резюмировала Татьяна Вшивкова.
Координационный совет готовит письмо в надзорный орган, в котором потребует проведения внеплановой проверки на месте строительства нефте – и газопроводов.
Реализация проекта с самого начала шла с нарушением. Недовольство строителями газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» высказывал и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. На территории Хабаровского края под газовую трубу вырубке подлежало 220 тыс. кубометров древесины. Было вырублено 227 тыс. кубов, но складировано и учтено лишь около 10%. По закону весь лес следует передавать в территориальные органы Росимущества для продажи с торгов, но оказалось, что сведения о 90% вырубленной трубостроителями древесины (ее рыночная стоимость свыше 20 млн. долларов – «НГ») отсутствуют. Куда делись эти тысячи кубометров заготовленной древесины строители ответить не смогли.