Депутаты Думы Владивостока забраковали «Стратегию и стратегический план развития Владивостока до 2020 года», разработанные «Леонтьевским центром» по заказу мэрии краевого центра. Чиновники документ одобряют, а парламентарии нашли его неконкретным. Эксперты, отметив необходимость стратегии, назвали представленный вариант «маниловщиной» и плагиатом, а большинство предложенных мероприятий - не по рангу муниципалитета.
Чиновники городской администрации необходимость стратегии обосновали «динамикой региональных экономических процессов, усилением роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), ускорением глобализации и взаимопроникновения культур». Вице-мэр Владивостока Наталья Зубова считает, что подобный план нужен муниципалитету для понимания, что будет с городом после саммита АТЭС 2012 года, и для обоснования включения его в последующие программы, финансируемые Центром.
Стратегию написали эксперты «Леонтьевского центра», заработав на контракте, заключенном еще в 2007 году 3,8 млн. руб. У ученых родилось три сценария развития Владивостока – инерционный, реалистичный и оптимистический. Целью амбициозного документа стало превращение Владивостока в «один из мировых, интеллектуальных, предприимчивых и культурных городов региона». Для этого они предлагают сделать ставку на сценарий «Город для людей», в основу которого положена идея укрупнения его за счет приезжих и временных работников. Через 10 лет Владивосток должен вырастить «экономику гостеприимства» – такое хозяйство должно изменить объем и структуру капитализации имущественных активов. При этом чистая выручка, поступающая в город через развитие имеющегося сектора туризма и создание пока не существующих секторов экспорта медицинских и образовательных услуг, позволит примерно в шесть раз нарастить активы города. Для воплощения задуманного необходимо 1,4 трлн. руб. Пока городская экономика носит постиндустриальный характер, имущественные активы Владивостока оцениваются в 185 млрд. руб., а человеческий капитал – в 7,6 трлн. руб. Задачу капитализации городу придется решать, рассчитывая на собственные силы и инвестиции. Учитывая, что благодаря саммиту АТЭС часть денег «подкинет» федеральный Центр, самому Владивостоку необходимо найти более 600 млрд. рублей.
По словам представителя «Леонтьевского центра» Александра Абрамова, расчеты строились исходя из выгодного положения города в АТР: в радиусе 1000 км вокруг Владивостока находится зона нового индустриального развития, расположены развитые мегаполисы Японии, Кореи и КНР, здесь проживают более 300 млн. городского населения и производится более трех ВВП России. По мнению «Леонтьевского центра», Москва и Петербург не могут похвастаться схожим людским потенциалом: вокруг них проживают лишь около 80 млн. человек. Владивосток – третий город в стране по числу открытых консульств, у него налажены прочные международные побратимские связи.
Документ одобрен гендиректором ЗАО «Международный центр развития регионов» Игорем Меламедом, но не устроил депутатов Думы Владивостока, которым предстоит его утверждать. Отметив важность стратегии, спикер Гордумы Валерий Розов назвал ее неконкретной. «Слов «углубить, расширить, активизировать», как любил писать Юрий Андропов на документах, в стратегии не должно быть. Нужна пошаговая программа действий, ясное понимание того, как она будет вписываться в краевую стратегию, какие средства должны быть вложены в развитие Владивостока из городского бюджета, - пояснил «НГ» спикер. – Я бы не хотел подписывать документ, в котором написано «усилить заботу о детях» вместо расчетов, сколько надо построить детских садов и сколько это будет стоить. Где нет конкретных решений, что будет с выпускниками Дальневосточного федерального университета, как мы собираемся сдерживать отток населения, развивать промышленность и т.д.».
Выводы депутатов подержали эксперты. Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академик Петр Бакланов считает, что ставка на индустрию гостеприимства неверна, потому что «на ней город не прокормить и не обеспечить ускоренное развитие из-за его скромного туристско-рекреационного и культурного потенциала». «Страны юго-восточной Азии создавали его тысячелетиями, а у нас кроме Владивостокской крепости и возможного Океанариума ничего нет, - рассуждает эксперт. – Стать центром международного сотрудничества он сможет, только будучи крупным многофункциональным городом с привлекательными для международных партнеров высокотехнологичным промышленными производствами и интеграционными структурами. В основе внешнеэкономического сотрудничества должна лежать «фирменная» продукция, а на транзите чужой далеко не уедешь». Но авторы стратегии не рассматривают инновационное промышленное производство в традиционном для Владивостока судостроении и судоремонте, приборостроении, подводной робототехники и биохимии и др., в качестве основы экономики. Хотя именно в них, по мнению Бакланова, сосредотачиваются «наиболее квалифицированные кадры, которые при достойном уровне оплаты труда могли бы формировать созидающий слой среднего класса».
«Стратегий развития у нас предостаточно: они есть на уровне государства, Дальнего Востока и Приморья. Владивосток имеет на нее право, но только, вписанное в общее русло, - возмущен член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук отделения градостроительства Валентин Аникеев. - В городе существует 30 целевых программ, стратегический план предлагает создать еще 17, но нет программы действий, которую власти города могли бы осуществлять в рамках своих полномочий, опираясь на имеющиеся ресурсы». Эксперт замечает, что в Стратегии обозначены задачи, не относящиеся не только к компетенции
местного самоуправления, но даже к полномочиям краевой власти, что «придаёт ей характер «маниловщины». С этим мнением согласен и зам. директора ОАО «ДНИИМФ» Евгений Новосельцев: «Многие утверждения носят декларативный характер и не имеют под собой реальных оснований. Некоторые пассажи до боли напоминают давние стратегии, когда Владивосток только мечтал о роли центра международных коммуникаций России в АТР, которая сейчас отведена ему федеральной подпрограммой. Иначе откуда в свежей стратегии фрагмент о «возвращении городу к 2020 году функции военно-морской базы на Дальнем Востоке?». По мнению эксперта, наращивать оборонный потенциал Владивостока и одновременно делать его центром гостеприимства и коммуникаций бессмысленно». Предложенная специализация районов Владивостока вызывает у эксперта вопросы: создать новый деловой центр в густо застроенной долине Первой речки проблематично, так же как и зону памятников архитектуры и туризма из-за их отсутствия в районе улиц Луговой, Фадеева и Борисенко. «Решение создать зону нового поселения на Морском кладбище смогут оценить только любители черного юмора», - недоумевает Новосельцев.
Директору Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александру Латкину воплощение стратегии показалось недостижимым с точки зрения реальных процессов, проходящих в регионе 20 лет. «Повышение в ближайшие годы в 3,8 раза среднедушевых денежных доходов, увеличение в 2,5 раза занятых в экономике людей и прирост населения 1,8 раз невозможны, - считает эксперт. - Забавно выглядит аргументация увеличения значимости Владивостока в выполнении геополитических функций России в АТР, связанная с тем, что в радиус тысячи км от города попадает население в 300 млн. человек. Здравый смысл показывает, что подобными геометрическими изысканиями миссия города не определяется. Класть в основу ответа на вопрос, почему люди уезжают из Владивостока, аналогию соотношения стоимостей городского имущества и человеческого капитала в Лондоне и нашем городе не разумно – слишком разные истории и возраст». Эксперта позабавило и сформированное дерево стратегических целей, поставленных городу, в которое вошли все мыслимые и немыслимые характеристики недалекого будущего.
Депутаты заметили, что предложенная стратегия может использоваться для любого города мира. Чтобы приблизить ее к реальности, они займутся переработкой документа вместе с «Леонтьевским центром», но, в отличие от него, на общественных началах.