«Другая Россия» не расстается с лозунгами и символикой своей предшественницы.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Вчера «Другая Россия» (ДР) Эдуарда Лимонова обратилась в суд, требуя обязать Минюст зарегистрировать ее как политическую партию. Между тем, как стало известно «НГ», отделение этой организации в Санкт-Петербурге может быть признано экстремистским. Об этом сообщил газете источник в Главном следственном управлении Следственного комитета (ГСУ СК) РФ по Санкт-Петербургу. Уже 12 другороссов в Северной столице обвиняются в продолжении деятельности запрещенной судом Национал-большевистской партии (НБП). Им предъявлены обвинения по статье 282.2 Уголовного кодекса – Участие в деятельности экстремистской организации.
Как рассказал «НГ» источник в питерском ГСУ СК, за сторонниками Лимонова сотрудники правоохранительных органов внимательно наблюдали с 2009 года. В их штаб-квартире были установлены прослушивающие устройства. Таким образом следователям удалось установить, что лимоновцы на своих собраниях принимали партийные взносы на деятельность запрещенной судом НБП, использовали символику и материалы, признанные экстремистскими. По сути, они не изменили в своей организации ничего, кроме названия. Между тем в 2007 году суд запретил не только саму Национал-большевистскую партию, но и все ее материалы.
Примечательно, что один из фигурантов уголовного дела – национал-большевик Андрей Песоцкий – работает преподавателем в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.
Еще один обвиняемый в экстремизме – Владислав Ивахник – школьный учитель. Есть среди питерских лимоновцев и представители творческих профессий. К примеру, Игорь Бойков – член Союза писателей и Союза журналистов России.
Лидер «Другой России» в Петербурге Андрей Дмитриев – политический обозреватель интернет-портала.
Как стало известно «НГ», число обвиняемых по 282-й статье членов лимоновской ячейки в Петербурге может возрасти до 30 человек.
Члены организации отрицают факт продолжения деятельности запрещенной НБП. Однако, как удалось узнать «НГ» из беседы с бывшим руководителем отделения Национал-большевистской партии в Челябинске Леонидом Юлдашевым, порядки в нынешней ДР ничем не отличаются от практики бывшей НБП.
Леонид рассказал, что сначала являлся руководителем отделения Национал-большевистской партии в Челябинске. Позже некоторое время руководил ячейкой ДР. Свой пост Юлдашев покинул полтора года назад, когда понял, что ему не по пути с этой организацией. Разнарядки ему приходили из федерального центра «Другой России» по электронной почте. В качестве примера поручений от регионального координатора Александра Фомченкова собеседник «НГ» привел акцию «Штурм РЖД»: «Нацболы ворвались в офис РЖД, вбежали в кабинет топ-менеджмента, закрыли дверь, пристегнули себя наручниками к решеткам на окнах и выбросили из окна транспарант НБП. Некоторые получили за это реальные сроки». Как рассказал собеседник «НГ», ему было поручено провести аналогичную акцию в Челябинске.
Лучше всех, по словам экс-руководителя ячейки НБП, работали и продолжают работать нижегородские нацболы. На втором месте – оренбургская региональная организация. На третьем – екатеринбургские национал-большевики. «Все это было очень похоже на отработку гранта, когда получатель в заявке пишет, что раз в месяц будет проводить акцию в двух городах. И раз в месяц соответственно все это спускалось сверху», – поделился с «НГ» подробностями своей деятельности бывший нацбол.
На вопрос корреспондента о финансовом вознаграждении активистов он ответил: «Денег никогда никаких не было, но их не было с 1998 года, когда Эдуард Вениаминович (Лимонов. – «НГ») сказал, что каждое отделение должно обеспечивать себя само и даже за газету «Лимонка» часть стоимости возвращать обратно в Москву. Из восьми рублей за газету нужно было возвращать пять». Леонид Юлдашев рассказал, что в некоторых, наиболее милитаризированных отделениях НБП была дедовщина, однако отметил, что в челябинском отделении ее не было.
На вопрос корреспондента, изменилось ли что-либо в лимоновской организации с 2007 года, после того как НБП была запрещена судом и переквалифицировалась в «Другую Россию», собеседник «НГ» ответил: «Я не смогу найти 10 отличий между тем и другим ни в смысле действий, ни в смысле пропаганды. Совершенно точно, что нацболы никогда не уйдут из-под знамени Лимонова. Однажды я беседовал с лидером екатеринбургских нацболов и попросил оценить какой-то из поступков его лидера, а тот ответил, что он не анализирует поступки Вождя (с большой буквы), а слушает его».
Собеседник «НГ» рассказал, что использование партийной символики и терминологии, запрещенной судом, продолжалось в «Другой России» вплоть до его ухода с поста лидера челябинских нацболов полтора года назад. «Во всяком случае должность моя называлась по-прежнему гауляйтер», – отмечает Леонид Юлдашев.
Кроме того, собеседник «НГ» рассказал, что в истории лимоновской организации был период весьма тесного сотрудничества со скинхедами: «Было много акций прямого действия и уличных драк с представителями Кавказа, в которых были задействованы челябинские нацболы».