Вопрос отмены виз между Россией и странами Евросоюза, а также США все чаще обсуждается на самом высоком уровне, и все вроде бы согласны, но процедура, говорят политики, требует длительных согласований. В то же время страны, экономика которых во многом зависит от притока туристов, в том числе из России, уже сейчас делают все возможное в рамках европейских и прочих конвенций, чтобы упростить процедуру выдачи виз россиянам. Посольства многих шенгенских стран открыли сеть сервисно-визовых центров, передав часть функций по обработке визовых запросов на аутсорсинг, и сформировали таким образом новый рынок услуг. Кто и как зарабатывает на этом рынке, разбирался наш обозреватель.
Многочасовые очереди у европейских консульств в Москве и других городах практически исчезли – это факт. Уходят в прошлое и мелкие фирмы-посредники, под видом турагентств долгое время оказывавшие россиянам содействие в получении шенгенских, американских, британских и прочих виз. Технологии работы этих фирм были более чем сомнительными: содействие заключалось в лучшем случае в использовании коррумпированных связей с консульствами, в худшем – в элементарной подделке виз, факт которой обнаруживался на границе, что приводило к занесению незадачливого туриста в списки заведомых «отказников». Сегодняшние сервисно-визовые центры (СВЦ), в которых осуществляются прием и первичная обработка документов, подаваемых на получение визы, – это современные клиентские офисы со множеством окон для обслуживания заявителей, системами электронной «живой» очереди и целым набором дополнительных услуг. Операторы СВЦ с апреля 2010-го узаконены Европейским визовым кодексом и наделены правом взимать с каждого клиента сервисный сбор (дополнительно к консульскому) в размере до 30 евро. Именно этот сбор и является основным источником дохода, за который готовы бороться многие компании, и не только из сферы туризма.
При всей заинтересованности российских участников рынка выбор первых дипмиссий, решивших открыть в России сервисно-визовые центры, пал на зарубежную компанию VFS Global, которая, хоть и имеет индийские корни, является частью транснациональной корпорации Kuoni Group со штаб-квартирой в Цюрихе. На сегодняшний день VFS Global управляет более чем 300 визовыми центрами в 32 странах мира, то есть ее приход в визовый бизнес состоялся отнюдь не в России – свои услуги на территории нашей страны компания начала предлагать, уже обладая внушительным опытом. Кроме того, все визовые центры VFS работают на основе собственных программных продуктов и технологий защиты персональных данных, прошедших соответствующую сертификацию во многих странах мира, в том числе и в России. На момент проведения первых тендеров по управлению СВЦ в Москве (2006 год) альтернатив предложению VFS не то что на российском, но и на мировом рынке, по сути, не было. Поэтому неудивительно, что большинство конкурсов VFS Global без особого труда выиграла.
В итоге VFS Global сегодня формально управляет 22 сервисно-визовыми центрами в шести городах России, которые представляют интересы 14 стран. Формально – потому что непосредственно операционную деятельность центров осуществляют компании-подрядчики VFS, как российские, так и зарубежные, что не запрещено договорами VFS Global с дипмиссиями соответствующих стран. Однако все серверы с базами данных по клиентам контролируются исключительно службами VFS, все используемое в центрах программное обеспечение также является исключительной собственностью швейцарской компании, а за работой сотрудников каждого СВЦ внимательно и жестко следят супервайзеры VFS Global. Такая система, судя по всему, вполне устраивает посольства стран, доверивших сервисные функции при оформлении виз компании-аутсорсеру. Во всяком случае, ни одного нарекания в адрес VFS Global из уст представителя какой-либо дипмиссии пока не прозвучало.
Дипломаты особо подчеркивают, что сервисно-визовый центр не принимает решения о выдаче-невыдаче визы – это исключительная компетенция консульства той страны, визу которой запрашивает аппликант. Функции СВЦ – прием и тщательная проверка документов заявителя на предмет соответствия требованиям консульства, после чего пакет передается в консульство, визовый офицер которого вклеивает в паспорт заветную визу и отправляет его обратно для выдачи заявителю.
Кроме того, туристу оставлена альтернатива: он может обратиться за визой непосредственно в консульство, минуя визовый центр и экономя таким образом на сервисном сборе.
МИДы большинства европейских стран обозначили такую возможность одним из обязательных условий функционирования сервисно-визовых центров. Но практика показывает, что заявители, как правило, не считают 700–1000 руб. какой-то неподъемной суммой и охотно платят за комфорт и возможность не стоять в очередях.
В качестве дополнительной услуги в рамках сервисного сбора СВЦ также оказывает предварительные консультации: еще до подачи документов в «окно» консультант проверяет подготовленный туристом пакет, указывает на возможные ошибки при заполнении анкеты, отмечает недостачу того или иного документа или, скажем, несоответствие фотографии требованиям посольства. Все это помогает избежать заявителю отказа в выдаче визы из-за собственной невнимательности, и, как показывает статистика, количество таких технических отказов с открытием сервисно-визовых центров стремится к нулю.
По оценке газеты «Коммерсант», чистая прибыль VFS Global с каждого обработанного паспорта не превышает 3,5 долл. (при том что с несовершеннолетних заявителей большинство СВЦ сервисный сбор не удерживает вовсе), а прибыль компании-оператора и того меньше – 1,5 долл. По данным системы СПАРК, суммарная чистая прибыль VFS Global от деятельности на территории России в 2010 году составила около 1 млн. евро. Низкая рентабельность визового бизнеса объясняется высокими операционными затратами: содержание большого штата консультантов, необходимость аренды просторных площадей, внушительные затраты на установку и обслуживание систем безопасности, биометрического оборудования. Кроме сервисного сбора определенный доход оператору СВЦ приносят дополнительные услуги: установленные в зале фотокабины, ксероксы, курьерская доставка готовых паспортов. Однако существенного влияния на экономику VFS это, конечно, не оказывает.
Тем не менее в свете суммарных объемов визовой деятельности VFS Global назвать этот бизнес невыгодным нельзя – как говорится, с миру по нитке. Компания поэтому и старается позиционировать себя как глобальный оператор, внедряя в системы управления СВЦ элементы, характерные для крупных корпораций. В частности, все сервисно-визовые центры VFS в России подключены к международной программе Greenpeace «Зеленый офис»: здесь тщательно следят за энергосбережением, всячески экономят бумагу, в общем, привносят атрибуты современной экологической сознательности. Кроме того, VFS реализует обширную программу по трудоустройству инвалидов, ведь значительную часть бумажной работы в сервисно-визовых центрах вполне могут выполнять люди с ограниченными физическими возможностями.
VFS Global – не единственный игрок на российском визово-аутсорсинговом рынке. В частности, визовый центр Италии в Москве управляется ООО Visa Management Services. Примечательно, что по результатам тендера, проведенного консульством Италии в Санкт-Петербурге, оператором СВЦ Италии в Северной столице стала VFS.
СВЦ Индии в Москве и Петербурге управляет компания ООО TT Services, оценивающая свои услуги всего в 300 рублей с паспорта. По данным посольства Индии в России, в 2009 году россиянам было выдано 90 тыс. индийских виз (данные 2010 года пока не публиковались). Даже если предположить, что большая часть этих виз была оформлена через СВЦ, а не напрямую в консульстве (такая возможность тоже есть), суммарный доход не выглядит астрономическим.
Некоторые страны, к примеру, Германия, принципиально отказываются передавать какие-либо функции при оформлении виз на аутсорсинг и пытаются справиться с потоком аппликантов силами собственных визовых отделов. Однако пока успешной эту практику назвать сложно, поскольку каждый претендент на получение немецкого шенгена по-прежнему теряет как минимум полдня в очереди у московского консульства Германии. Предварительная запись на подачу документов не бесплатна, это тоже своего рода сервисный сбор. Как сказано на сайте посольства, запись осуществляет компания Teleperformance Russia по телефону, взимая за эту услугу минимум 180 рублей – стоимость двухминутного разговора.
В целом можно сказать, что визовый бизнес в России оказался не настолько выгодным, каким его представляли себе многие на этапе открытия первых СВЦ в 2006–2008 годах. Экономическая целесообразность управления лишь одним-двумя визовыми центрами вызывает большие сомнения, поскольку, как в любой рознице, прибыль здесь напрямую зависит от объемов. Конкурировать с VFS в этом плане новичкам крайне сложно. К тому же объемы в ближайшие годы, очевидно, будут снижаться. Испания, Греция, Франция, Финляндия и другие страны уже вовсю выдают россиянам «мультивизы»: при втором обращении аппликант почти гарантированно получает полугодовой или годовой шенген. А значит, необходимость очередного похода за визой автоматически отпадает, и таких обладателей «мультиков» с каждым месяцем будет становиться все больше.