Службы Приморья оказались не готовы к массовому ввозу в край из Японии машин с повышенным радиационным фоном. Таможня, Роспотребнадзор и сотрудники Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), не имея скоординированной схемы совместных действий в неординарной ситуации, обвиняют друг друга в нерасторопности, но так и не могут принять конкретное решение о дальнейшей судьбе полусотни фонящих «японок». Главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко заявил, что машины, с которых следы радиации ушли, можно передавать владельцам, остальные подвергнуть дезактивации. Приморские эксперты уверены, что дезактивация автомобилей нецелесообразна.
Ежедневно во Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) прибывают в среднем по 300 иномарок. При выгрузке мобильный комплекс «Янтарь» проверяет груз на радиационную безопасность. Машины из Японии, радиационный фон которых превышен, начали поступать в ВМТП в первую неделю апреля. По данным Владивостокской таможни, машины фонили больше нормы (0,3 мкЗв/час. – «НГ») в три-шесть раз. Зараженную технику определили на стоянку в порту, оцепили и выставили знаки радиационной опасности. По данным местной таможни, с 1 по 14 апреля во Владивосток прибыло 49 автомашин с повышенным уровнем ионизирующих излучений (47 – легковые автомобили, один погрузчик и один грузовой микроавтобус. – «НГ»). «У некоторых автотранспортных средств превышение над уровнем естественного радиационного фона по гамма-излучению еще больше, – рассказал начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александр Помыканов. – Также обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами – от 20-50 частиц/см2хмин., а на некоторых до 100 и более (допустимый уровень < 10 част/см2 х мин)».
Таможенники разводят руками: не в их полномочиях решать, как поступить с опасными авто – это удел управления Роспотребнадзора по Приморью, отвечающего за санитарно-эпидимиологическое благополучие населения. «О фактах выявления радиационно-опасных объектов мы проинформировали управление, специалисты Роспотребнадзора выезжали на место, проводили измерения, но ни о каких решениях не сообщали», – констатирует начальник отдела Дальневосточного таможенного управления Роман Фанин.
Портовики, опасающиеся, что причалы могут заполонить опасные иномарками, также ждут решения этого ведомства, но в территориальном управлении Роспортебназдора хранят молчание. Руководство ВМТП в минувшую пятницу вынуждено было обратиться в транспортную прокуратуру Приморья и прокуратуру края с жалобами на бездействие ведомства. «Когда только стали поступать первые автомашины, мы собрали экстренное совещание с представителями таможни, перевозчиками, агентскими компаниями, на котором предлагали отправлять такие авто в Японию, но пока никто на это не идет, – говорит директор по производству Владивостокского морского торгового порта Сергей Лопунов. – Не думаю, что кто-то везет в Приморье машины, заранее зная, что они заражены. Для перевозчиков и сюрвейеров, которые работают на территории Японии и следят за погрузкой судов, попросту нет четких инструкций. Нужны конкретные цифры. Например, машина фонит на 30 микрорентген в час, значит, мы ее не принимаем. Если бы это было прописано, такие авто перестали отправлять».
Дальневосточная таможня впервые столкнулась таким количеством зараженных радиацией товаров. Последний подобный инцидент здесь произошел в 2008 году, когда в Японию была возвращена загрязненная радионуклидами автоцистерна. Источник «НГ» во Владивостокской таможне предположил, что заминка в Роспотребнадзоре возникла из-за того, что здесь не знают, за чей счет отправлять «светлячки» в Японию или дезактивировать – в бюджете ведомства на это средства не заложены. Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко считает, что администрация ВМТП должна провести дезактивацию прибывших машин за счет фирм, либо физических лиц, которые ввозили эти автомобили в РФ. Специалисты таможни и сотрудники порта, полагают, что провести процедуру невозможно. «Любой здравомыслящий человек понимает, что лучше вернуть машины обратно, поскольку смывать и очищать их опасно: вода превратится в радиоактивные отходы, которые подлежат захоронению в специально отведенных для этого местах. Кроме того, дезактивация – процедура очень дорогая, технология не отработана, неизбежно встает проблема – куда девать радиоактивные отходы», – рассуждает представитель Владивостокской таможни Александр Помыканов.
С ним соглашается Иван Скогорев, гендиректор ООО «Примтехнополис», занимающегося ликвидацией радиоактивных загрязнений в регионе, с этим согласен: «Встает вопрос цены, что будет дешевле: отправить их в Японию или дезактивировать. Проводить дезактивацию ввезенных автомобилей нецелесообразно – металлические поверхности плохо поддаются «очистке». Если отправлять назад, то возникает коллизия: запретить ввоз можно, только признав машины радиоактивными отходами, которые необходимо транспортировать особым способом, что дорого. Непонятно, кто будет за это платить, поскольку японская сторона может заявить, что при продаже автомобилей никакой радиации не было». По мнению эксперта, такие вещи необходимо решать на государственном уровне.
Геннадий Онищенко сначала заявлял, что задержанные в порту Владивостока японские автомобили с превышенным радиационным фоном не опасны. «Он так же сказал, что автомобили можно не дезактивировать, потому что радиационный фон снизится через некоторое время, но это если вести речь о йоде, которого не так много в составе загрязнения. По гамма-фону даже в пределах новых норм, которые недавно утвердил глава Роспотребнадзора, загрязнение японских автомобилей уже не входит в установленные рамки, – не соглашается Иван Скогорев. – По моим данным, на задержанных «японках» обнаружили цезий. Время полураспада цезия-134 составляет пять лет, цезия-137 – 30 лет».
В Приморской транспортной прокуратуре говорят, что уже проверили законность действий таможни и порта. «Они сделали все, что должны были в этой ситуации. Однако к фонящим машинам необходимо принять ряд других мер, которые должен определить Роспотребнадзор, – сказал и. о. Приморского транспортного прокурора Александр Абдулин. – Специалисты ведомства должны сделать заключение можно пользоваться машинами или нет, и дать таможне конкретные указания – выпустить эти машины в свободное обращение, либо заставить грузополучателя или транспортную компанию в соответствии с международными нормами вернуть автомобили туда, откуда они прибыли».
Пока ведомства ищут крайнего, машины стоят под открытым небом, обдуваемые морским бризом. В пятницу во Владивостоке прошел небольшой дождичек, который уже смыл часть опасных частиц в портовую землю. Вчера Онищенко заявил, что на половине фонящих машин, пришедших в город, пропали следы радиации, и они могут быть переданы владельцам.