Споры о том, кто должен заниматься эвакуацией машин с городских улиц, идут уже не один год.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Депутаты Думы Владивостока намерены обратиться в Генпрокуратуру РФ по Дальневосточному федеральному округу и к губернатору Приморья Сергею Дарькину с просьбой выяснить, кто виноват в незаконных поборах на штрафстоянках. По мнению парламентариев, мэрия краевого центра недальновидно отдала на откуп коммерсантам работы, которые могли бы стать источником пополнения городской казны. Чиновники уверяют, что не имеют права вмешиваться в ситуацию, но рассчитывают на повышение штрафов за парковку в неположенном месте.
Дискуссия по поводу законности взимания денег за эвакуацию и первые сутки хранения автомобиля на спецстоянках началась во Владивостоке несколько месяцев назад. Сейчас владельцы четырех коммерческих фирм требуют с автовладельцев платить не менее 3,6 тыс. руб. за выдачу им машины. Формально деньги берутся за погрузку авто на эвакуатор, доставку его на спецстоянку и выгрузку. По некоторым данным, каждые сутки во Владивостоке эвакуируется не менее 30 автомобилей. При ставке в 3,6 тыс. руб. в сутки в карманах каждого эвакуаторщика оседает 108 тыс. руб., то есть более 39 млн. руб. в год. По мнению заместителя начальника ГИБДД УВД по Приморскому краю Игоря Ефименко, нарушения в том, что автомобиль-нарушитель перевозится на коммерческую спецстоянку, нет: фирмы, занятые этим делом, определены по конкурсу, а с их владельцами подписаны договоры. Ответ на вопрос, почему именно такие тарифы установлены во Владивостоке, не могут дать ни ГИБДД, ни чиновники.
«Мы не эвакуируем машины, не заключаем договоров и контрактов, и следить, что происходит при расчете, не имеем права», – пояснил заместитель главы Владивостока Альфред Татарчук. При этом чиновник заметил, что мэрия занимается созданием специализированного муниципального учреждения, которое займется подобной работой. «Мы докладывали о проблеме главе города Игорю Пушкареву, им принято решение приобрести необходимый транспорт для эвакуации, определить место для стоянки транспортных средств. Но до конца эти вопросы не решены, и непонятно, как будет финансироваться проект», – признал чиновник.
Заявления автомобилистов, у которых на штрафстоянках требуют денег, правоохранительные органы отказываются рассматривать «из-за отсутствия состава преступления». Депутат-единоросс Дмитрий Новиков высказал собственную версию того, почему ни полиция, ни прокуратура не реагируют на происходящее: «Сотрудники полиции, которые надзирают за эвакуацией машин, говорили мне, что за каждую машину они получают от 800 до 1000 рублей. А руководитель одной из компаний утверждал, что 40% получаемых доходов уходят на разнообразные откаты, в том числе сотрудникам правоохранительных структур. Если мы хотим разобраться в ситуации, то придется ломать коррупционную схему, и я сомневаюсь, получится ли это на местном уровне».
Глава комитета по местному самоуправлению гордумы единоросс Дмитрий Пенязь обратил внимание «НГ», что не каждая фирма, желающая включиться в этот бизнес, получает зеленый свет, а победители наверняка прошли предварительное «согласование» в мэрии. «При этом чиновники не проверяют, сколько денег в виде налогов попадает в бюджет с этих спецстоянок», – заметил единоросс.
Депутаты уверены, что мэрия необдуманно отдала штрафников на откуп коммерсантам. Фирмы зарабатывают, а муниципальное унитарное предприятие «Парковки и автостоянки», способное оказывать подобные услуги, убыточно. Депутаты уверены, что штрафстоянки должны быть только муниципальными и служить для пополнения казны.
«Надо бороться с неправильной парковкой, наказание за подобные нарушения должно быть ощутимо и неотвратимо, но мы не допустим, чтобы какие-то непонятные коммерческие структуры обогащались, получая право собирать дань с автовладельцев, – возмущен председатель бюджетного комитета гордумы Игорь Чемерис. – Нельзя превращать проблему в способ зарабатывания денег недобросовестными компаниями».
Мэра Владивостока Игоря Пушкарева волнует не то, что миллионы рублей уходят в карман частников, или отсутствие в городе парковок, а мизерность штрафа за несоблюдение правил. Градоначальник предлагает наказывать за неправильную парковку штрафом до 10 тыс. руб. «Неправильно поставил машину – считай, полмесяца бесплатно работал. Если машину забрали на арестплощадку, то водитель имеет право бесплатно забрать ее в течение суток, но мы будем увозить машины туда, куда нужно добираться несколько дней. А гаишникам будем процент от штрафа платить. Во многих странах так делают: и взятки не берут, и порядок на дорогах», – мечтал градоначальник в интервью на лояльном ему телеканале. При такой позиции властей любое развитие ситуации не в пользу местных автомобилистов.
Владивосток