Затянувшийся градостроительный конфликт на западе столицы вступил в новую стадию. За небоскреб Сергея Скуратова вступились его коллеги, архитекторы. Никита Бирюков, Александр Асадов, Михаил Хазанов и многие другие написали письмо мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой не рубить сплеча, как это сделал его предшественник.
Напомним, что конфликт на Мосфильмовской разгорелся в начале июля прошлого года, когда было объявлено, что уже практически достроенный 213-метровый комплекс «Дом на Мосфильмовской» возведен с нарушением первоначального проекта и требуется снести┘ 22 этажа, якобы прибавившихся супротив проектного. Сказать, что архитектурная общественность впала в ступор – это значит практически ничего не сказать. Судите сами: возведение несущего каркаса здания было завершено еще в 2008 году, к середине 2010-го строители уже практически закончили облицовку фасада – оставалось закрыть панелями последние шесть-семь этажей. И вдруг┘ По сути, здание предлагалось укоротить практически наполовину.
Интересный факт: на защиту дома, несмотря на жесткую конкуренцию среди архитекторов, встали коллеги Скуратова из России и из-за рубежа. Вот что писал в мэрию исполнительный директор Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде Энтони Вуд: «Дом на Мосфильмовской» получил высокие оценки на Международном конкурсе лучших высотных зданий в номинации «Лучшее высотное здание Европы». Жюри отметило «бережное отношение автора проекта к городскому контексту, неординарный силуэт, возносящий здание ввысь и тем самым обеспечивающий свободное наземное пространство». По мнению Вуда, «динамическая форма здания и отделка фасада усиливают глубину и своеобразие проекта, оживляют здание и привносят уникальный вклад в панораму Москвы». И сообщал, что данный проект будет включен в подарочное издание CTBUH Awards 2010 Book.
По мнению профессора, архитектора Евгения Асса, ЧП на Мосфильмовской наглядно продемонстрировало, мягко говоря, бардак, творившейся в градостроительной отрасли. «В моем понимании как градостроителя проект – просто блестящий, – сказал вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов. – Сам Сергей Скуратов – архитектор, который гарантированно входит в десятку первых архитекторов России, это реальный мастер с мировым именем. Такого рода проектов до «Дома на Мосфильмовской» у нас просто не было, это безусловно выдающееся здание. И, уверен, проект будут перепечатывать все мировые архитектурные издания. Если власти города в течение трех лет не замечали эту высотку, то почему за их невнимательность должен отвечать архитектор? Я считаю, что проект должен быть реализован до конца».
Похоже, той же точки зрения придерживаются и архитекторы, подписавшие очередное обращение к мэру. В письме, адресованном Сергею Собянину, есть и такие строки: «Здание, изуродованное вследствие сноса венчающей части, не украсит лицо города. При этом надо помнить, что люди и созданные ими правила меняются, а архитектура остается и через десятилетия служит свидетельством уровня культуры своего времени».
И, наконец, еще один аргумент. Во всем мире строительство небоскребов свидетельствовало и свидетельствует о росте экономической мощи государства. «Крайслер-Билдинг» и «Эмпайр Стейт Билдинг» в 30-е годы прошлого века и «Бурдж Дубай» в начале нынешнего века – этапы одного пути. В Москве лишь недавно началось формирование собственного высотного ядра, столица заявляет о себе как о новом международном финансовом центре┘
И на этом фоне – снос, хоть и частичный, только что построенной высотки. Во-первых, прецедент. Во-вторых, отрицательный прецедент. В-третьих, отрицательный прецедент, созданный в Москве.
Вряд ли сей факт придаст городу популярности, скорее уж наоборот.