В прокуратуре Татарстана изучают конфликт между администрацией казанской исправительной колонии и Общественной наблюдательной комиссией (ОНК), контролирующей соблюдение прав человека в местах заключения. Комиссию, которая проверяет татарстанские учреждения в связи с недавними групповыми попытками суицида заключенных, не пустили на территорию ИК № 2. Общественники накануне потребовали привлечь к административной ответственности начальника колонии за воспрепятствование их деятельности.
Перед новогодними праздниками 23 человека, отбывающих наказание в исправительной колонии № 2 (одно из крупнейших пенитенцирных учреждений в Казани), демонстративно порезали себе руки, выражая протест против решения администрации заключить их в штрафной изолятор. Хотя фатальных последствий удалось избежать (только двое заключенных попали в больницу), информация об этом инциденте вышла за пределы ИК. Прокуратура республики и центральный аппарат Федеральной службы исполнения наказаний собрали комиссии для проверки колонии, но серьезных нарушений не обнаружили.
О намерении проверить исправительное учреждение заявили члены Общественного наблюдательного совета по контролю за соблюдением прав человека в местах лишения свободы. Члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по закону имеют право на беспрепятственный проход во все структуры пенитенциарной системы. Однако начальник колонии Фаргат Галлямов запретил проходить на территорию ИК № 2.
«Отказ был мотивирован тем, что администрация колонии не получила письменного уведомления о нашем визите, хотя он уже давно был у них на руках, – сообщил «НГ» член Общественной наблюдательной комиссии Герман Алеткин. – Это был формальный повод запретить нам посещение. В тот момент в колонии находилась московская проверяющая комиссия. Мы предполагаем, что администрация закрыла двери перед нами, опасаясь встречи правозащитников с делегацией центрального аппарата ФСИН».
Комиссия направила в прокуратуру заявление, в котором требует привлечь к административной ответственности начальника колонии Фаргата Галлямова за воспрепятствование их деятельности. Кроме того, несколькими днями ранее ОНК стало известно, что письменные жалобы заключенных в контролирующие учреждения задерживаются администрацией колонии. Общественники также сообщили об этом в надзорный орган, и этот факт тоже должен стать предметом разбирательства прокуратуры. Администрация исправительной колонии № 2 вчера отказалась от комментариев произошедшего.
Казань