Три солдата и лопата, как говорят в армии, заменяют экскаватор.
Фото Интерпресс/PhotoXpress.ru
К разрешению чрезвычайных ситуаций, связанных с непогодой, ксенофобскими вылазками молодежи и поддержанием порядка в регионах, федеральная власть подключила и армию. Все эти функции, естественно, несвойственны Вооруженным силам. Они по закону призваны защищать страну от внешних агрессоров. Войны пока не ожидается, а всевозможные ЧП в регионах требуют, как выясняется, привлечения в больших масштабах организованных людских сил, какими и являются армейские подразделения.
Источник в Кремле сообщил «НГ», что по негласному распоряжению, поступившему из администрации президента в Минобороны, накануне и в дни новогодних праздников войска должны принять активное участие в разрешении возникающих в стране всевозможных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Причем подразумеваются ЧС и природного, и социального характера.
В Татарстане с 27 декабря объявлены 10-дневные учебные сборы военнослужащих запаса. Призваны на военную службу более 600 резервистов. Правда, «партизаны» занимаются не боевой учебой и овладением воинскими специальностями, а, по словам военного комиссара республики Сергея Погодина, «ликвидацией ЧС и обеспечением пожарной безопасности». Они «будут задействованы на очистке дорог от снега, а также для помощи в организации бесперебойного движения поездов на Горьковской железной дороге (очистка от снега железнодорожных стрелок и прочие работы)». 600 военнослужащих – это более 20 штатных инженерно-саперных взводов, которые, конечно же, приведут в порядок Горьковскую ж.д. Пикантность ситуации в том, что выполнять ратный долг резервисты будут в праздничные дни. А значит, им положена повышенная зарплата. Однако по закону они получат только денежные оклады в размере их штатной армейской должности, а также некоторые выплаты по месту работы.
Как известно, решение о призыве на учебные сборы принимается не руководством региона, а в Москве – на уровне администрации президента и Генштаба. Президент издает на этот счет в начале года соответствующий указ с секретным планом – когда, где и сколько по времени такие сборы проводить. Но в связи с постоянной нехваткой денег некоторые сборы и другие мобилизационные мероприятия проводятся только на бумаге или в усеченном виде на уровне командно-штабных учений. Впрочем, источники в Минобороны отмечают, что в конце года появляются «шальные» бюджетные деньги. И при необходимости полноценные сборы с призывом на военную службу резервистов для разрешения ЧС будут проведены не только в Татарстане, но и в других субъектах Федерации.
Пока же в ряде регионов и городов Минобороны и местное руководство ограничиваются использованием боевой техники и солдат для расчистки снега и очистки дорог. Например, по сообщению из штаба Восточного военного округа в Хабаровске, на помощь городским службам привлечена техника структур Минобороны. В работе задействованы артиллерийские тягачи, грейдеры и инженерные машины разграждения. Военная спецтехника выходит в город для работ только ночью и почти на треть обеспечивает потребности города в решении дорожно-коммунальных проблем.
Аналогичные задачи решались и, видимо, будут решаться с помощью танковых, артиллерийских и инженерных подразделений в Нижнем Тагиле и Челябинске.
А в подмосковном городе Видное к уборке снега подключили даже состав воинских частей и подразделений оперативно-стратегического командования Воздушно-космической обороны. Они помогают коммунальщикам расчищать дороги, обеспечивают топливом передвижные электростанции и даже развернули в городе три полевые кухни.
Десантники в любой момент готовы помочь коллегам из Внутренних войск. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Между тем в Северной столице, где также имеются большие проблемы, связанные с погодными аномалиями, руководство города привлекать военных к решению коммунальных и дорожных проблем пока не решается. По указанию губернатора Валентины Матвиенко, к уничтожению сосулек (или «сосулей», по местной официальной терминологии) и снега на дорогах города пытаются привлечь бомжей и пенсионеров.
Источник «НГ» в Минобороны утверждает, что в столицах армейские подразделения нужны для других целей. По его данным, к примеру, по всей России части и соединения ВДВ находятся в полной боевой готовности и в час «икс» готовы и способны оказать любую помощь правоохранительным органам и Внутренним войскам в случае массовых беспорядков в столицах и других городах страны. «Однако сейчас в такой помощи силы МВД, к счастью, не нуждаются», – заключает офицер. По сообщению источника в Главкомате Внутренних войск, на Северном Кавказе командиры воинских частей и соединений введены в состав региональных оперативных штабов, которые созданы в каждом субъекте Северо-Кавказского федерального округа. В случае террористической угрозы, ЧП, вылазок боевиков по специальному плану они должны прийти на помощь Внутренним войскам и милиции.
«То, что армия приходит на помощь народу, помогает ликвидировать чрезвычайные ситуации, в этом нет ничего плохого. Во времена СССР солдаты и хлеб убирали, и техногенные катастрофы ликвидировали, разнимали дерущиеся народы. Но ведь наши руководители провозгласили принцип – армия вне политики. Войска должны заниматься своим делом – боевой учебой, обеспечением военной безопасности – и все. Но такого не получается┘ Сейчас снова появляются признаки нестабильности – уже не только на Юге России, но и по всей стране. И здесь уже без армии никуда. Правда, даже удивительно, что при всем этом в Татарстане сумели накануне Нового года призвать с гражданки на сборы почти два батальона солдат и офицеров», – такое мнение высказал «НГ» бывший командующий Черноморским флотом, депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов.