Императрица Екатерина II была символом российского общества, но этнически русской не являлась.
Ф. С. Рокотов, 1763, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Российская идентичность – это государственная идентичность, это самосознание людей и представление о своем государстве, о гражданах страны. А этническая идентичность – это отождествление себя со своим народом, с культурой своего народа, образом жизни, территорией, с историей, которая прожита. Это разное – самосознание граждан страны и самосознание этническое, этнокультурное – русские и россияне. Так же, как татары и россияне. «Если мы заменим слово «россияне» словом «русские», то вооружим радикальных националистов в республиках. Что может значительно затруднить жизнь простым людям, педагогам, мамам-папам, которые рассказывают своим деткам в младшем еще возрасте о том, что они являются людьми, которые живут здесь, в Татарстане, в Чувашии, в Якутии, у нас такая история народа», – объясняет профессор, руководитель центра «Исследования межнациональных отношений» Института социологии РАН Леокадия Дробижева.
Время от времени в обществе возникает вопрос: почему только у русских нет и не было своей отдельной республики? Идея создать Русскую республику возникала в 70-х годах прошлого столетия, говорили об этом и в перестроечные времена. Но идея эта не реализуема по двум причинам. «Первая причина: нужно поделить многие территории так, чтобы выделить эти русские регионы, что означало бы конфликтность. Ну представляете, например, в Карачаево-Черкесии выделить какой-то русский регион? Еще один больной вопрос: что значит – выделить территорию? Мы живем в Российской Федерации. Это означает, что каждое административно-территориальное образование имеет свои соответствующие органы и, когда решаются какие-то вопросы государственной важности, все садятся за общий стол, скажем, в Совете Федерации – следовательно, русские будут иметь такой же один голос, как и представители других республик. Что совсем не понравилось тем, кто предлагал создать Русскую республику», – рассказывает эксперт. Она отмечает, что проблема равенства тоже будет существовать всегда.
Идентичность – это представление о себе и самосознание, отождествляющее себя с некой общностью. Существует спор с психологами, которые говорят, что самосознание и идентичность – это только самоназвание и автостереотип: добрые, злые, умные и т.д. А историки, социологи и социальные антропологи считают, что это представление об образе «мы». И этническая, этнокультурная идентичность – это представление о своей культуре, о языке, об истории, о государственности. Одновременно возможно осознание интересов своего народа. «И это не просто представление. Это эмоция людей, которые переживают за свой язык и за свою культуру, это вот как раз связано с патриотизмом. Патриотизм – это в основном эмоциональное переживание. И какие-то явления, связанные с поведением людей, регулятивные элементы. Одни ведь просто представляют себя русскими, и на этом их русскость кончается, – объясняет профессор. – А другие что-то делают во имя русскости и во имя интересов своего народа».
Русские – один из самых урбанизированных народов, отмечает эксперт. У всех народов, которые живут в городских условиях, как правило, теряется традиционная архаическая культура. Русские здесь не исключение.
Этническая идентичность и государственная, гражданская идентичность – это конструкт. «Мы его должны представить людям. Но дело в том, что вот российская идентичность – мы теперь говорим о российской нации как о гражданской, – рассказывает Дробижева. – Когда мы спрашиваем у людей, что они имеют в виду, когда говорят о российской нации, они все-таки говорят больше о государственной общности».