Нижегородское управление МЧС начало проверку причины подземных толчков в Нижнем Новгороде и ряде районов области, не раз повторявшихся на этой неделе. С вечера 8 ноября по каналам «01» и «112» поступили десятки звонков от нижегородцев и жителей Балахнинского, Володарского, Чкаловского и Городецких районов, обеспокоенных вибрацией в их домах.
По рассказам людей, у них дома начали качаться люстры, пританцовывать стулья, стала звякать посуда, во дворах сработала сигнализация на автомобилях. Толчки как минимум дважды повторились 9 ноября, чувствовались и 10-го. На городском форуме в Интернете пользователи обмениваются впечатлениями и обсуждают возможные причины этого явления.
МЧС направило запрос военным, чьи действия могли вызвать подобные явления, но официального ответа пока нет. Начальник службы по связям с общественностью и СМИ 20-й гвардейской армии Сергей Куликов сказал, что на толчки могли бы повлиять два фактора: боевые стрельбы во время учений и утилизация боеприпасов. «Боевые стрельбы пока еще не ведутся, активная фаза учений начнется в 20-х числах ноября, – уточнил Куликов. – А утилизация проходит с начала года каждый день по плану, согласованному с санитарными нормами, с экологами. Жалобы начались только сейчас, это какая-то аномалия». По его словам, толчки чувствовались на расстоянии от 40 до 70 км от места утилизации, что слишком далеко.
Если жители Нижнего Новгорода впервые почувствовали на себе подобную тряску столь интенсивно, в ряде городов области это явление беспокоит людей еще с весны, но они до сих пор оставались неуслышанными. Так, еще с марта на интернет-форуме города Заволжье началось обсуждение повторяющихся эпизодов «землетрясения». Люди беспокоятся по поводу безопасности их домов, пишут жалобы военным и в органы местного самоуправления, сетуют на бездействие властей. Подобная проблема беспокоит и жителей Володарского района. В октябре на Земском собрании был рассмотрен запрос местного депутата Ирины Васильевой о нарушениях при утилизации боеприпасов на Мулинском полигоне. Глава администрации района Сергей Бахтин сообщил, что «вопрос по утилизации боеприпасов решен, работы по уничтожению будут проводиться до 19 часов, а объем подрыва снаряда уменьшен вдвое, что не будет сказываться на безопасности населения». По его данным, этим вопросом интересуется правительство области, которое ведет переговоры с Минобороны.
И все-таки нижегородский геолог Борис Фридман не исключает, что последнее землетрясение могло иметь природную причину. По его словам, Нижний Новгород находится над линией разлома – Владимиро-Казанской межой. Но, как пояснили в региональном управлении МЧС, установить природную причину явления уже невозможно, поскольку здесь не ведется сейсмологическое наблюдение. «Области нужна сейсмологическая служба, – говорит Фридман. – Если ее организовать, мы будем фиксировать ежегодно по три-четыре землетрясения как минимум. Максимально здесь может быть балла четыре, а обычно меньше». Специалист Нижегородского гидрометеоцентра Ольга Мокеева вспоминает, кстати, что за 30 лет работы она не раз слышала жалобы нижегородцев на землетрясения.
Впрочем, сейчас на подземные толчки жалуются жители и Челябинска, и поселка Дзержинский под Воронежем, и новосибирского Академгородка.
Нижний Новгород