Строительство некоторых объектов для саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который пройдет в столице Приморья в 2012 году, нанесло ущерб окружающей среде и истории. Жертвой большой стройки края уже стал Ботанический сад Дальневосточного отделения РАН, под угрозой разрушения несколько объектов Владивостокской крепости – памятника мирового наследия.
Ботаническому саду, расположенному в пригороде Владивостока, не повезло оказаться на «гостевом маршруте», по которому VIP-персоны поедут из аэропорта в центр Владивостока и далее на остров Русский. За счет части его территории расширяется федеральная трасса М-60. Для прокладки высоковольтного кабеля рабочие прорубили 348-метровую просеку, уничтожив краснокнижные деревья и кустарники.
Без согласования с учеными рабочие выкорчевали сотни деревьев и кустарников вдоль забора и, выдрав ограду, зашли на охраняемую территорию. Строители – ООО «Трансстроймеханизация» – на трех участках особо охраняемого природного участка уже уничтожили реликтовые зеленые насаждения и сняли плодородный слой почвы.
Когда работы только начались, руководство Ботанического сада обратилось за помощью в Росприроднадзор, но там заверили, что, пока деревья на месте, вмешаться не могут. На обращение в администрацию Владивостока, являющуюся заказчиком работ, ученым ответили, что работы в рамках программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» разрешено проводить без экспертиз, проектов и согласований. В знак протеста доктор биологических наук Александр Галанин, возглавлявший сад-институт с 2002 года, уволился.
Когда с участком Ботанического сада уже было покончено, Приморская межрайонная природоохранная прокуратура и специалисты территориального управления Росприроднадзора пришли на проверки. «Производство данных работ является грубым нарушением Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», – сообщила «НГ» старший помощник прокурора Приморья Елена Телегина. – Сумма ущерба, причиненного окружающей среде, составила более 12 миллионов рублей. Директору подрядной организации внесено представление с требованием устранить нарушения и принять меры по восстановлению уничтоженных насаждений и возмещению причиненного вреда». По этому факту возбуждены административные дела, причем ущерб, нанесенный саду еще на двух участках, пока не подсчитан.
Строительство объектов саммита не только губит уникальные природные объекты, но и угрожает разрушением историко-культурным памятникам. Искусствоведов тревожит прокладываемая дорога из аэропорта через полуостров Де-Фриз к мосту на остров Русский и ее продолжение через полуостров Саперный. В проекте магистрали не учтены сооружения Владивостокской крепости – отдельные укрепления и исторические крепостные дороги.
«Разрушена рокадная (тыловая. – «НГ») дорога в районе форта № 3, а сам форт – это уникальный объект площадью 33 гектара, – рассказывает начальник отдела реставрации дальневосточного филиала ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Анна Мялк. – Это южная часть долины реки Седанка. Горная гряда района Седанки, пересекающая полуостров от Амурского до Уссурийского залива, вся занята оборонительным комплексом крепости. Там находятся семь больших фортов, опорные пункты, другие укрепления, соединенные рокадной дорогой. Эта грунтовка, по которой ездят уже 120 лет, сама по себе памятник. В районе форта № 3 она разрушена пересекающей ее федеральной трассой. Строители снесли часть дороги внутри форта, по существу, разрушив еще один памятник».
Схожая ситуация и на полуострове Саперном, где находятся форт № 12, артиллерийские батареи – объекты, имеющие большую историческую ценность. По подсчетам ученых, повреждено уже восемь объектов комплекса Владивостокской крепости. Ученые отмечают, что в программе «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» предусматривалась солидная сумма на реставрацию памятников, однако позже деньги из нее исчезли, и, будет ли вестись процесс восстановления, неизвестно.
Владивосток