Фото Александра Шалгина
На днях газета «Ведомости» сообщила, что Омская область вошла в черный список (он был составлен «Деловой Россией» и представлен, как сообщает издание, Владимиру Путину) регионов, непривлекательных для инвестиций. В ряду других она названа непривлекательной для инвестиций «в связи с неблагоприятной административной средой». Формулировка, за которой, судя по всему, читается: «в связи с коррупцией».
Этот неприятный вывод можно считать своего рода итоговой чертой под 20-летним правлением губернатора Леонида Полежаева. Для специалистов очевидно, что одним из ключевых факторов, послуживших сползанию региона на дно, стал уход из региона пять лет назад компании «Сибнефть». Это настолько выбило из колеи губернатора Леонида Полежаева, что он тогда даже попытался воздействовать (правда, безуспешно) на Кремль. На пресс-конференции в Интерфаксе, которую он устроил в пику решению федеральной власти, многие отметили, что губернатор выглядел расстроенным. И будешь расстроенным: как писала в мае прошлого года «Новая газета», вице-президентом компании работал племянник его жены.
Руководству области ничего иного не оставалось, как срочно изыскивать способы заткнуть бреши, которые произвело резкое сокращение областного бюджета. Решения, как водится, изыскивались в основном за счет омичей – в частности, в областном центре в пять раз был поднят тариф на холодную воду и почти в 50 раз, как писал летом 2008 года еженедельник «Коммерческие вести», увеличили стоимость подключения к сетям местного «Водоканала». На себе же между тем Леонид Полежаев совсем не экономил – его заработная плата за 2008 год составила 5 млн. 327 тыс. руб., что более чем на миллион превышало зарплату президента Дмитрия Медведева.
Возникшие финансовые проблемы тем не менее не отменили необходимости производить хорошее впечатление на федеральный Центр и руководство страны. И здесь, надо признать, губернатор продемонстрировал завидный креатив и достойное усердие. Особенно это бросилось в глаза во время визита Дмитрия Медведева в Омск в начале нынешнего года. С улиц убирали афиши детских спектаклей и билборды, стоявшие до этого годами на трассе из аэропорта в город. Вероятно, областные власти опасались, что они вызовут раздражение у главы государства. Даже изменили, как сообщило агентство БК.55, адрес приемной президента России из-за явно неблагозвучного, по мнению чиновников, названия улицы – Коммунистическая.
Вполне возможно, имиджевыми соображениями были вызваны и губернаторские заявления о финансировании строительства Воскресенского собора из областного бюджета. Красивый жест и красивый реверанс в адрес Церкви, если оставить за рамками сложнейшее финансовое состояние области.
Вообще, судя по всему, на процессе поддержания собственного имиджа посредством федеральной прессы администрация Леонида Полежаева не экономит. Так, на протяжении последних лет администрацией области заключаются госконтракты с московским коммуникационным агентством. Тема контрактов из года в год одинакова: «Подготовка информационно-аналитических материалов о деятельности органов государственной власти Омской области по социально-экономическому развитию Омской области для лент федеральных информационных агентств и федеральных радиостанций, а также консультирование по вопросам создания информационных поводов». И каждый год, начиная с 2007-го, по этим контрактам из области уходит 8–10 млн. руб. бюджетных денег.
Создается впечатление, что сама государственная власть не может грамотно информировать о своей деятельности в направлении социально-экономического развития Омской области. И для того, чтобы хорошо выглядеть в глазах омичей, она платит сторонней структуре немалые бюджетные деньги, которые вместо этого вполне могли быть потрачены на строительство, например, детского сада, с которыми в области также проблема. Вероятно, правоохранительные органы должны определить, насколько правомерно и законно расходование администрацией Омской области бюджетных средств на подобные цели.
Действительно, создается впечатление, что администрация области ведет себя порой просто беспомощно именно тогда, когда требуется решительно поправлять свой имидж. Так, когда в Сети появились слухи о смерти Полежаева, его первый заместитель Андрей Бесштанько, как сообщало Сибирское агентство новостей, в его отсутствие не стал никак реагировать на это, несмотря на двусмысленность ситуации. То есть опровержения или внятного комментария от правительства области так и не последовало, что вызвало шлейф скандальных комментариев.
Несмотря на попытки реанимировать свой имидж с помощью прессы, политика губернатора по отношению к населению накалила, видимо, ситуацию в области до предела. В открытом доступе в Интернете даже появилось воззвание к омичам, требующее отставки Полежаева. Неудивительно, что в последнем рейтинге политической выживаемости губернаторов, составленном Международным институтом политической экспертизы и фондом «Петербургская политика», Леонид Полежаев получил критическую оценку – «двойку» вместе с еще несколькими руководителями регионов. Ниже только единица, которую перед отставкой имел московский мэр.
И если иметь в виду, что Дмитрий Медведев решительно обновляет весь губернаторский корпус, убирая из него «долгожителей», такой исход длительной карьеры Полежаева видится логичным. Выводить перспективный регион из затяжного кризиса должны явно другой руководитель и явно другая команда.
Омск