Председатель Духовного управления мусульман Чеченской Республики Султан Мирзаев заявил, что отныне ответственность за кражу невесты будет нести не только виновник преступления, но и религиозный деятель, под чьим давлением отец девушки даст согласие на брак.
Похититель обязан будет выплатить один миллион рублей родителям украденной девушки, а имам или кадий, который окажет психологическое давление на отца девушки, лишится должности и духовного звания. По поручению муфтия это решение будет донесено жителям Чечни.
Обращаясь к 300 имама и кадиям, Султан Мирзаев также напомнил, что воровство невесты является актом насилия против девушки и оскорблением для ее семьи. Такая практика осуждается Кораном и российскими законами, а также порождает конфликты между семьями, порой приводящие к многолетней вражде. Он также привел ряд примеров кражи невест, которые закончились трагедиями. В прошлом году молодые похитители, спасаясь от погони, мчались на большой скорости и стали виновниками ДТП, в результате которого погибли четыре человека, в том числе и украденная девушка.
Мусульманские духовные лидеры Чечни и раньше резко осуждали традицию похищения невест, но до наложения таких крупных штрафов дело не еще доходило. Подобная практика раньше применялась в ингушском селе Пседах, где кражи прекратились, когда местный имам ввёл крупный штраф.
К слову, в советском прошлом в Уголовном Кодексе существовала отдельная глава: «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев», которая предусматривала до двух лет лишения свободы «за похищение женщины для вступления в брак». Пару лет назад проблема кражи невест приобрела в Ингушетии такие масштабы, что местные депутаты даже выступили с инициативой о внесении в УК статьи, предусматривающей за это срок до трех лет. Однако Госдума РФ отклонила эти поправки.
В действующем УК РФ с статье 126, предусматривающей ответственность за похищение человека, сказано, что лицо, добровольно отпустившее похищенную, освобождается от уголовной ответственности. По законам шариата, если незамужняя мусульманка провела с посторонним мужчиной ночь под одной крышей, считается опозоренной, даже если никто к ней не прикасался. Чтобы сохранить честь семьи, девушка вынуждена выйти замуж за преступника.
Справедливости ради стоит отметить, что большинство похищений таковыми назвать сложно. Процесс умыкания невесты больше напоминает романтическое бегство с возлюбленным или старинный кавказский обряд, который заканчивается благословением родственников с обеих сторон и последующей свадьбой. Но нередко традиции и обычаи, переплетенные на Кавказе в причудливой форме, противоречат друг другу и уж тем более исламским канонам. Дорога девушки в школу может легко закончиться загсом или резней. К примеру, несколько лет назад в ингушском селе Сурхахи выяснение отношений между родственниками молодой девушки и похитившего ее жениха привело к перестрелке, в которой погиб человек и еще один получил ранение. А три года назад при подобных обстоятельства в чеченском селе Автуры погибли 11 человек со стороны жениха и невесты.
Как рассказал «НГ» председатель Центрального духовного управления мусульман Ростовской области Джафар Бикмаев, ислам предъявляет несколько требований для людей, вступающих в брак. Одно из них – наличие так называемого калыма, то есть предписанного шариатом обязательного денежного «взноса» за невесту. К тому же имам должен получить положительный ответ от молодых людей, по собственному ли желанию они собираются вступить в семейный союз. Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, то бракосочетание не будет считаться «законным» перед Всевышним.
Именно отсутствие калыма, который порой достигает огромных размеров, как правило, и толкает молодых людей на преступление. В условиях низкого уровня жизни в северокавказских республиках женихи просто не в состоянии заплатить такой выкуп. Так что для искоренения традиции красть невесту нужно бороться с традицией её «покупать».