Три десятка школ в Татарстане привлекли внимание республиканской прокуратуры. Интерес надзорного ведомства к образовательным учреждениям вызван банальной причиной: педагоги вымогают деньги у родителей своих учеников.
На днях в Казани завершила работу так называемая «горячая линия» – телефонный центр правозащитного общества города в течении первых 10 дней сентября принимал звонки от родителей учеников, которые жаловались на школьные поборы. Материалы телефонного опроса правозащитники передали в прокуратуру, где пообещали разобраться с каждым фактом вымогательства.
Закон позволяет школам принимать благотворительную финансовую помощь. Для этого существуют так называемые фонды содействия и развития, куда перечисляют деньги желающие помочь учебным заведениям. Школьные фонды находятся под особым надзором, поэтому слишком неудобны для тех, кто желает скрыть, на что тратится благотворительная помощь. Наличный расчет между родителем ученика и его преподавателем очень удобен для этого, а потому законодательно запрещен. Тем не менее, именно эта форма взаимоотношений процветает в школах.
Средний взнос с каждого ученика в казанских школах – 1500 рублей. Деньги родители сдают на собраниях каждый год. Это помимо мелких ежемесячных сборов (на охрану, на учебники, на утепление окон в классе). Существуют, впрочем, исключения. Например, одна казанская гимназия взимает 10 тысяч рублей с каждого ученика, а за возможность учиться здесь просят 30 тысяч рублей. Естественно, никаких безналичных расчетов. За отказ платить родителям угрожают исключением из школы («У нас достаточно желающих на место вашего ребенка!»), лишением детишек из малообеспеченных семей бесплатного питания в столовой («Не будете платить, не будем кормить!») или просто записывают денежный долг родителя («Не заплатите – из школы не выпустим!»). В год набегает порядочная сумма. Например, родители учеников 16-ой казанской гимназии жаловались, что им приходится платить в общей сложности 40 тысяч рублей в год.
"Мы хотели выяснить ситуацию с функционированием благотворительных фондов развития (содействия) школ. Оказалось, что подавляющее большинство родителей и не слышали о подобных фондах, – рассказал «НГ» участник республиканского совета по реализации антикоррупционной политики, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – В сообщениях от родителей речь шла о поборах, санкционируемых администрациями учебных заведений. В таком случае говорить о добровольности пожертвований не приходится".
В итоге под подозрение попали 32 школы, из них 27 – в Казани. И это только те школы, родители чьих учеников сами позвонили в правозащитный центр. Теперь оценивать эти жалобы будет прокуратура.