Конфликт между двумя группами акционеров сети гипермаркетов «Лента» – Luna Inc и Svoboda Corp, 14 сентября с.г. вылившийся в громкую драку за офис компании в Санкт-Петербурге, продолжается. Накануне руководители сети, по версии Svoboda, – председатель совета директоров Lenta LTD Дмитрий Костыгин и генеральный директор ООО «Лента» Сергей Ющенко - заявили, что продолжат бороться за управление компанией, которая, по их словам, подвергается атаке в рейдерском духе.
Спор между акционерами «Ленты», который длится с 2009 года, привел к тому, что у компании сейчас два конкурирующих гендиректора – Сергей Ющенко, представляющий интересы владеющего 40,6% акций мажоритарного акционера Августа Мейера (Svoboda Corp), и Ян Дюннинг, которого поддерживает Luna Inc – консорциум фондов американской компании TPG Capital и «ВТБ Капитал» (30,8% акций). Еще 11% акций сети владеет Европейский банк реконструкции и развития.
Особенно жесткое противостояние между двумя группами акционеров «Ленты» началось летом. 27 мая на собрании совета директоров представители Августа Мейера потребовали отстранить от управления компанией голландца Яна Дюннинга и заменить его на Сергея Ющенко. Как заявил на пресс-конференции в минувший вторник председатель совета директоров «Ленты» Дмитрий Костыгин, это право было предусмотрено специальным акционерным соглашением, которое было подписано между Мейером, TPG Capital и «ВТБ Капитал» в октябре 2009 года: «Для нас изначально было важным условием, какая сторона имеет приоритетное право на назначение генерального директора, и именно поэтому появилось это соглашение. Без этого пункта американцы не смогли бы купить акции «Ленты».
Однако вопреки зафиксированной в акционерном соглашении договоренности Luna Inc не признала смену руководителя «Ленты». Легитимность совета директоров TPG и «ВТБ Капитал» обжаловали в суде Британских Виргинских островов, где зарегистрирована головная компания «Ленты», но иск был отклонен. Тем самым суд подтвердил законный статус Сергея Ющенко. Август Мейер сейчас в Лондонском третейском суде пытается отправить в отставку директоров, представляющих TPG Capital. Иск принят, однако заседание по этому делу переносится.
Противостояние двух групп акционеров 14 сентября переросло в силовой конфликт, а точнее, в штурм центрального офиса «Ленты» в Петербурге сотрудниками частных охранных предприятий, которым руководил лично Ян Дюннинг. Как заявили Сергей Ющенко и Дмитрий Костыгин, на руках у Дюннинга был некий документ, который менеджер пытался выдать за резолюцию от имени Lenta Ltd. Представители Svoboda Corp заявили, что сомневаются в достоверности этой бумаги: «В документе, датированном 6 августа 2010 года, говорилось о назначении генеральным директором «Ленты» Яна Дюннинга. Там были подписи лишь двух членов совета директоров вместо семи. К тому же назначать генерального директора может только совет директоров, который не проводился с 27 мая». При этом члены совета директоров Дмитрий Швец и Тимофей Демченко, чьи подписи стояли под бумагой Дюннинга, по словам Ющенко, до сих пор «не подтвердили и не опровергли свои подписи».
Борьба за офис сопровождалась потасовкой, применением слезоточивого газа и задержанием милицией части участников корпоративных баталий. Были разбиты стеклянные двери на входе, а до сих пор так и неустановленные личности применили слезоточивый газ, дымовые шашки и забросали крыльцо долларами. «Милиция вязала всех – и тех, кто защищал офис, и тех, кто нападал, но, как я понимаю, хулиганство будут инкриминировать именно нам», – сообщил Костыгин. В результате драки у дверей офиса, после того как защитники были задержаны милицией, Яну Дюннингу все же удалось занять кресло генерального директора «Ленты». По версии TPG Capital и «ВТБ Капитал», произошедшее было всего лишь попыткой получить доступ к управлению компанией, который, по их мнению, был нелегально заблокирован.
Сергей Ющенко выдвинул версию, что настолько жесткие действия против его команды связаны с тем, что ряд менеджеров среднего звена ввели в заблуждение относительно ситуации в «Ленте» и руководство Luna Inc, и часть своих коллег: «Дело в том, что у TPG нет офиса в России и оперативную информацию они непосредственно получать не могут. В качестве повода к насильственному захвату офиса компании могла быть использована недостоверная информация о резком росте долговой нагрузки сети». При этом Сергей Ющенко категоричен: «Долг не увеличился в два раза. Напротив, произошло снижение, хотя и не столь существенное. В начале августа долги составляли чуть больше 300 миллионов долларов, сейчас они около 290 миллионов. Нужно учитывать, что «Лента» ежемесячно платит поставщикам миллионы за товар и потому долг может существенно меняться от того, в какое время месяца его оценивать».
Дмитрий Костыгин солидарен с коллегой по поводу причин захвата: «Какое-то среднее звено, видимо, подало топ-менеджерам информацию, что два человека каким-то образом захватили компанию. Когда и как это произошло – неизвестно, но, видимо, руководство Luna приняло это на веру и потому было дано указание действовать таким образом. Надеюсь, теперь все сделают правильные выводы о существующей ситуации».
Нужно отметить, что «силовой вход» в офис «Ленты» менеджера, представляющего американскую TPG, стал прецедентом, когда зарубежная компания использовала такой сомнительный и крайне непопулярный в последнее время способ захвата контроля над компанией, обычно применяемый лишь рейдерами. Ранее иностранные участники рынка стремились досконально соблюдать российское законодательство и не использовали насилие, применяя исключительно правовые способы разрешения конфликтов. Переход TPG к правилам, свойственным для 90-х годов XX века, неприятно удивил участников рынка и, по мнению представителей Svoboda, нанес удар по репутации иностранных бизнесменов и инвесторов в России – их больше нельзя воспринимать как чересчур педантичных, но все же надежных партнеров.
Продолжающийся конфликт, несомненно, нанесет удар и по имиджу «Ленты». Как заявил Дмитрий Костыгин, привлекательность «Ленты» для иностранных инвесторов или потенциальных покупателей снизилась из-за громкого конфликта между ее акционерами: «Западные компании не любят шум, они любят решать все вопросы в спокойной деловой обстановке».