Анатолий Васильевич Шевчук - академик Российской экологической академии, доктор экономических наук, заместитель председателя Конструктивно-экологического движения России "КЕДР".
Строительство трассы Москва – Санкт-Петербург вызвало огромное внимание в России. Выбор варианта проекта, по которому будет сооружаться чрезвычайно важная для экономического развития страны магистраль, на сегодняшний день является основой серьезного противостояния экономических, общественных и экологических интересов различных представителей общества.
В столкновении интересов зачастую легче всего принять сторону того, кто больше всего привлекает к себе внимание. В запале страстей мнение профессионалов становится неслышным, а порой и несправедливо называется «антинародным». В проблеме Химкинского леса к тому же отчетливо проступают голоса природоохранных прозападных «ортодоксальных» организаций, которые работают в России. Упростим до банальности их мнение: «надо сохранять природу, флору, фауну, а что до людей – не суть как важно». Получается, что практически все существующие достижения цивилизации надо отменить, люди в этой схеме просто лишние. Но само существование человека говорит о том, что ему, как части всей природы тоже нужно место на Земле. И что нужно находить здоровый, разумный компромисс в существовании с природой.
Суть в том, что надо и обустраивать пространство вокруг человека, и природу сохранять. Конструктивно-экологическое движение России «КЕДР», так же как и европейские организации зеленых, стоит именно на таких позициях. В Европе, где строят больше, чем у нас, различных сооружений, уделяется очень пристальное внимание сохранению как можно большего количества зеленых насаждений, пытаются сделать так, чтобы и животные страдали как можно меньше. Западные экологи пытаются сохранить баланс между действиями человека и нормальным существованием природы. И вырубка лесов там идет, и строительство, но эти действия компенсируются, и тем самым не наносится вред экологическому состоянию окружающей среды.
Перегруженность Ленинградского шоссе – одна из главных транспортных проблем столицы. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Конфликт по поводу «проблемы Химкинского леса», а именно – прокладки по его территории участка трассы Москва – Санкт-Петербург, не мог не привлечь внимания наших специалистов. На протяжении нескольких лет мы, как общественная организация экологической направленности, активно осуществляем мониторинг текущей ситуации. Нами были сделаны следующие выводы, которыми мы считаем своим долгом поделиться с общественностью.
В сложившейся ситуации мы поддерживаем утвержденный на сегодняшний день проект трассы. У этого решения есть несколько причин.
Во-первых, проведена большая работа по проектированию трассы, организованы изыскательские работы, осуществлены в соответствии с действующим законодательством необходимые экологические проверки.
Во-вторых, в рамках проекта утверждено большое количество компенсационных мероприятий, восполняющих нанесенные природе потери, в том числе строительство шумозащитных экранов, локальных водоочистных сооружений, гидроботанических площадок-отстойников, обустройство пунктов для приема и складирования снежно-ледяной массы, устройство сетчатого ограждения по границе полосы отвода дороги вдоль всей трассы для предотвращения несанкционированного доступа людей и животных, ликвидация несанкционированных свалок на территории леса. Кроме этого планируются специальные мероприятия по охране рыбоохранных источников: мосты через водные преграды проектируются с сохранением естественного сечения реки, работы вблизи реки проводятся под защитой шпунтовых ограждений, все поверхностные воды от дороги собираются и очищаются перед сбросом в зоне бассейна рек. Кроме вышеперечисленного в обязательную программу строительства включено увеличение количества пешеходных переходов, строительство переходов для крупной фауны, для компенсации уменьшения площади лесопарковых зон будет выполнена посадка экологически равноценных лесных культур на не покрытых лесом землях лесного фонда в границах или непосредственно в районе Химкинского леса. Будет осуществлена прокладка труб для стока поверхностных вод под полотном дороги на всех участках трассы, где имеются водосборные понижения. Помимо основной функции водоотведения трубы будут служить путями миграции земноводных.
Ко всему прочему предусмотрены меры по повышению охранных статусов для Химкинского леса, Дубровой рощи, Мезотрофного болота, заказника «Верхняя Клязьма», Муравьиного заказника, осуществление защитных лесопосадок на пустошах около деревень Овсянниково, Майдарово, рекультивация почвенно-растительного слоя с устройством зеленых газонов вдоль автодороги, исключена возможность стока талых и ливневых вод в бассейн Мезотрофного болота; будет организован проход по автомобильному мосту через Канал имени Москвы.
В-третьих, строительство дороги позволит жителям города Химки вздохнуть нормально. При осуществлении этого проекта большая часть транзитного транспорта, проходящего через Химки, уйдет из города. Ведь существующая на сегодняшний момент трасса – это катастрофа для местных жителей. По обе стороны от нее плотно стоят если не жилые дома, то многочисленные торговые комплексы. Конечно, можно бесконечно рассуждать, что этот участок Ленинградского шоссе застроен неверно. Но ведь это делалось даже не вчера, а решать проблему необходимо именно сегодня.
В-четвертых, при реализации данного варианта не надо будет переселять людей с мест их постоянного проживания. Ведь переселение повлечет громадные финансовые потери. Предложения «сносить коттеджи и владельцам выплачивать по 120–150 млн. руб.» выглядят абсурдно. А при варианте прохождения трассы через деревню Молжаниново теряется более 200 тыс. кв. м жилья, необходим снос многих зданий.
При всех плюсах и минусах реализуемого сегодня варианта решение принято – нужно его воплощать в жизнь. При затягивании ситуации еще десятилетие ничего не будет сделано. Это основательно затормозит рост экономики России и интеграцию ее в мировое экономическое сообщество. Кроме затягивания стройки на неопределенное время изменение маршрута повлечет штрафные санкции для российской стороны, по предварительным расчетам, до 3–3,5 млрд. руб. А если инвесторы, которые есть сейчас, откажутся от проекта, неизвестно, когда появятся другие и найдутся ли таковые вообще.
По проекту при вырубке пострадает менее 5% всей территории Химкинского леса. Лес это не убьет. Тем более уже принято решение об уменьшении ширины поперечного профиля автодороги, что позволит сократить площадь, занимаемую дорогой, и соответственно сократить вырубку. Защитниками леса, в числе которых немало представителей движения «КЕДР», сделано очень многое: в первую очередь ими был создан прецедент по охране природного объекта в городе. Вследствие чего предполагаемый проект ширины дороги уже был сокращен до 100 м в ширину, площадь вырубки сократилась с 144 до 98 га! Это означает, что дорога будет именно дорогой, без построенных вокруг нее торговых центров и других коммерческих сооружений.
Необходимость более быстрого доступа к аэропорту «Шереметьево» со стороны Москвы стала причиной своеобразного витка трассы в сторону. Ведь попасть в аэропорт на автомобиле стало в последние годы чрезвычайно сложно. И об этом знают все, а не только те, кто ездит в «Шереметьево» часто. Предлагаемый некоторыми общественными организациями тоннель под Химкинским лесом, как в Лефортове, или такой, как под Серебряным Бором, потребует колоссальных затрат. При этом необходимые мероприятия по осушению территории для строительства тоннеля могут привести к изменению гидрологического режима грунтовых вод и как следствие – к гибели леса и высыханию болотистых участков.
Давайте честно посмотрим правде в глаза: на разработку проекта и всех связанных с ним документов, исследований потрачены огромные суммы денег. И что, разом все перечеркнуть и начинать делать все заново? Это совсем не по-хозяйски получается.
Дорога чрезвычайно нужна, и строить ее нужно как можно скорее. Потому что трасса Москва – Санкт-Петербург не только одна из самых сложных и загруженных до предела, но и также имеющих важное государственное значение.
А Химкинский лес, при должном и правильном охранении как со стороны государства, так и со стороны населения, должен остаться тем, чем он является сейчас – национальным парком. Даже если через него пройдет автомагистраль. Ведь подобные прецеденты не единичны как в Европе, так и во всем мире.
Справка «НГ»: О проекте строительства магистрали Москва – Санкт-Петербург
Разработка проекта платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург начата согласно поручению президента РФ от 13 апреля 2004 года и распоряжению председателя правительства РФ от 29 декабря 2004 года. Планировалось, что данное шоссе должно соединить две столицы современной скоростной автомагистралью (проектная скорость движения 150 км/ч). В 2004–2005 годах при участии представителей заказчика и проектировщика проекта, а также представителей администрации городского округа Химки из всех предложенных вариантов строительства был выбран так называемый вариант № 3. По нему часть дороги, после пересечения с МКАД, должна пройти по району городского округа Химки, в том числе через его часть, где находится Химкинский лесопарк.