На сайте ЮНЕСКО опубликована резолюция 34-й сессии Комитета всемирного наследия. В части, касающейся высотного здания района «Охта-центр», суть документа, в двух словах, такова: комитет проведет независимую оценку влияния предполагаемой высотки на визуальную целостность исторического Петербурга. Хотя в непростой истории отношений ЮНЕСКО с историческими городами сохраняется точка и «российского» напряжения, очевидно снижение градуса эмоций.
В принципе конфликт был неизбежен. ЮНЕСКО борется за сохранение исторического облика городов, последние же, отдавая должное рекомендациям международной организации, предпочитают развивать инфраструктуру и повышать качество жизни горожан. И хотя у каждого такого конфликта своя подоплека, в целом ситуация складывается типичная. Анализируя проблему, приходится констатировать: в большинстве случаев или власти исторических городов мягко, скажем так, игнорируют позицию ЮНЕСКО, или же в итоге самой организации приходится смягчать свою точку зрения. Что неудивительно, так как поиск удовлетворяющего всех решения затруднен рядом факторов.
Беда в том, что Конвенция о сохранении мирового наследия появилась еще в 1972 году, то есть абсолютно не соответствует произошедшим с того времени изменениям в социально-экономической структуре городов. При этом формат взаимодействия различных стран с ЮНЕСКО остался прежним. «За последние годы Комитет всемирного наследия превратился в этакого прокурора, который все время указывает: «здесь плохо, здесь не так, здесь надо поправить», – сетует постпред России при ЮНЕСКО и председатель исполнительного совета организации Элеонора Митрофанова, полагающая, что вместо этого нужно «больше помогать странам, активнее сотрудничать с ними, совместно работать над исправлением ошибок».
То есть нужны более гибкие, а не «прокурорские» позиции, нужны новые подходы к проблемам мегаполисов, которые неизбежно сталкиваются с проблемой развития городской среды и ее инфраструктуры. А если таких подходов нет, конфликты неизбежны. В итоге за последние десять лет Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО конфликтует с властями Дрездена, Праги, Лондона, Эдинбурга, Сеула, Севильи и Стамбула, а теперь и Санкт-Петербурга. Правда, несмотря на эти конфликты, ЮНЕСКО все чаще и чаще вынуждено находить общий язык со странами, которые стараются, с одной стороны, сохранить историческое наследие, а с другой – не проиграть в глобальной конкуренции. Примеры таких подходов к проблеме со стороны ЮНЕСКО уже имеются. Например, Комитет всемирного наследия уже на так категоричен в отношении строительства нового моста в долине Среднего Рейна, хотя несколькими годами ранее строительство моста через Эльбу привело к исключению Дрездена из списка объектов всемирного наследия. Да и сам Дрезден готовится к повторной номинации с учетом уже построенного моста, ставшего камнем преткновения. Еще более показателен тот факт, что ЮНЕСКО заняло более чем терпеливую позицию в отношении Лондона, который, по сути, постоянно игнорирует требования организации. Да и по поводу строительства башни «Охта-центра» в Санкт-Петербурге на последней, 34-й сессии ЮНЕСКО не было резонансных решений и судьбоносных заявлений. Просто деловое обсуждение проблемы. И вполне сдержанное решение создать международную экспертную группу для оценки влияния предполагаемой высотки на визуальную целостность исторического Петербурга.
То есть, похоже, в случае строительства «Охта-центра» особых санкций от ЮНЕСКО ожидать не приходится. В организации прекрасно понимают, что граждане исторических центров самых разных городов имеют такое же право на современную комфортабельную жизнь, как и жители «неисторических» городов. К тому же всем понятно, что в том, чтобы внести второй по значимости город России в список объектов, находящихся под угрозой, не заинтересованы ни ЮНЕСКО, ни РФ, ни тем более сам Санкт-Петербург.
При этом следует заметить, что ситуация с Северной столицей несколько, мягко говоря, выбивается из общего ряда. К примеру, охраняемые территории в Париже – это 365 га, в Вене – 371 га, в Риме – 1485 га. А в Санкт-Петербурге территория исторического центра – 4000 гектаров! Оставить эту территорию города жить в XVIII веке совершенно нереально.
Любопытно, что у каждой страны, сталкивающейся с упомянутыми проблемами, свой подход к решению проблемы. Лондон, как уже упоминалось, просто проигнорировал рекомендации ЮНЕСКО. В столице Британии наличие высотного регламента не помешало появлению так называемого «Лондонского плана», предполагающего активное строительство небоскребов в центре города. А самый высокий из них – «Осколок стекла» высотой 306 м – не был построен лишь из-за финансового кризиса. Возведение здания просто отложено.
В испанской Севилье возводят 178-метровый небоскреб вопреки рекомендациям ЮНЕСКО. Комитет всемирного наследия в ответ лишь требует от правительства Испании представить отчет о степени негативного влияния башни на «выдающуюся Универсальную Ценность исторического объекта». В Праге подобной ситуации удалось избежать. Небоскребы на высоком берегу Влтавы в районе Панкрач были построены. Власти Праги дипломатично отказали ЮНЕСКО, сославшись на риск имущественных исков. Мол, с проектами, для которых было выдано разрешение на строительство, уже ничего поделать было нельзя. Но в дальнейшем пообещали прислушиваться к рекомендациям ЮНЕСКО. В организации особо не возражали.
Надо полагать, в позиции ЮНЕСКО действительно стал преобладать прагматизм.