Рамзан Кадыров первым из лидеров национальных регионов отказался от слова "президент" в наименовании своей должности.
Фото Reuters
Множатся инициативы национальных республик в составе России об отмене в регионах должности президент. Вчера с такой просьбой обратились в Госдуму РФ чеченские парламентарии, а за несколько дней до них – ингушские. Эксперты «НГ» объясняют такое единодушие местных властей четко данной из Москвы командой. При этом, как стало известно «НГ», все дело не просто в переименовании должностей, а в возвращении высших должностных лиц субъектов РФ к конкретной работе в качестве руководителей исполнительной власти регионов. Региональных руководителей обвиняют в том, что многие из них отгородились от народа правительствами, а себя видят своего рода «отцами нации». Что, кстати, прямо противоречит российскому законодательству.
Вчера парламент Чеченской Республики наконец внес в Госдуму давно от него всеми ожидаемую законодательную инициативу: запретить через федеральный закон использование титула «президент» на региональном уровне. Правда, братская вайнахская Республика Ингушетия аналогичный законопроект направила в Москву несколькими днями раньше.
Впрочем, по данным «НГ», вскоре еще ряд регионов выступят с такими же предложениями. После чего, как и обещал президент Дмитрий Медведев, он, возможно, рекомендует ГД все-таки удовлетворить желание товарищей с мест. Чеченский проект вчера еще только проходил на Охотном Ряду оформительские процедуры, а вот подробности ингушского уже были известны. Парламент этого северокавказского субъекта РФ выступил прямо-таки с разоблачающими власти национальных республик России аргументами. Указав, например, что «эти субъекты в период становления Федерации закрепляли за собой статус неких «государств в государстве».
Ингушские парламентарии уверены, что «сегодня, в условиях построения вертикали власти, в первую очередь между Федерацией и ее субъектами, а также следуя общеправовым и политическим тенденциям в нашей стране, было бы уместным и приемлемым отказаться от такого названия высшего должностного лица субъекта, как «президент республики», и заменить его на «глава республики».
Впрочем, ссылаются регионалы не только на некие «тенденции», но и на конкретные нормы российских законов. Ведь в них ставится знак равенства между «высшим должностным лицом субъекта РФ» и «руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ». По данным «НГ», у федерального Центра есть серьезные претензии к властям некоторых регионов, прежде всего национальных, которые почему-то об этом забывают.
Так что, как стало известно газете от источников в «Единой России», под общий шум вокруг переименований должностей из Москвы уже пошла жесткая команда: руководители субъектов РФ – это прежде всего работники исполнительной власти страны, и они должны конкретно работать с народом. Ведь дело в том, что почти во всех республиках, входящих в состав РФ, существуют отдельные правительства, работающие буфером между «отцом нации» – президентом таким-то – и населением. Кстати, президент Медведев в последнее время постоянно призывает глав субъектов вернуться на реальную землю, или, по его выражению, «выйти из дворцов».
А пока же в России лишь в пяти республиках ее глава одновременно возглавляет и правительство. Но зато в пяти так называемых русских регионах губернаторы уже тоже придумали себе буферные кабинеты. Например, это сделано в Красноярском и Пермском краях, а также в Астраханской, Пензенской и Свердловской областях. Правда, показательно, что астраханцы, уже выступившие с законодательной инициативой запретить региональным парламентам использовать словосочетание «государственная дума», теперь реформируют и свою исполнительную власть. И там, судя по всему, губернатор скоро тоже станет главой областного правительства.
Минтимер Шаймиев с осторожностью приглядывается к кавказским инициативам. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Заметим, что новый президент Башкирии Рустэм Хамитов не спешит с одобрением инициативы по переименованию глав регионов. Он только заметил недавно, что не будет возражать против нее, если такое решение примут федеральные и республиканские власти. Между тем, напомним, бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев предположил, что парламент республики вряд ли станет менять ее Конституцию, чтобы избавиться от слова «президент».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что стратегически сложившаяся ситуация означает переход от федерализма к унитарному государству: «Губернаторы окончательно становятся чиновниками. Хозяйственниками, которые уже вообще не несут ответственности перед населением. Они просто отвечают за выполнение тех или иных директив, которые им спускает Центр, превращаясь в красных (или трехцветных?) директоров, выполняют свои административные функции».
В этих условиях, замечает эксперт, трудно создавать какое-то гражданское общество: «А желаемая модернизация окажется максимально централизованной или ее не будет вовсе». Эксперт отмечает, что губернатор в этих условиях выходит за рамки общественного контроля. «Для Северного Кавказа этот вопрос не столь важен, поскольку система власти там не может не учитывать местных традиций. Какой закон в регионе ни принимай, он все равно не будет работать. Поэтому законопроект и выдвигает первой Ингушетия, – говорит Малашенко. – Однако для остальной России это будет удар...» У федерального Центра, замечает собеседник «НГ», возникает иллюзия усиления контроля над губернаторским корпусом: «Но местные мафиозные связи в регионах никуда не исчезнут. Происходящее доказывает не силу власти, а ее слабость».
Очевидно, сначала власти хотели сделать переход к новым наименованиям высших региональных должностей сугубо добровольным, замечает первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, но «сейчас, убедившись, что кое-где добровольности не получается, решено провести реформу сверху». «И опять совершенно на пустом месте возникнет в республиках раздражение», – сетует эксперт.
Между тем, уверен Макаркин, на Северном Кавказе объединение двух высших региональных постов может стать серьезной проблемой, поскольку прежняя система давала возможности учитывать интересы различных этнических групп. Он считает, что не случайно именно Ингушетия выбрана для внесения законопроекта – в республике отсутствуют межнациональные квоты на пост главы исполнительной власти: «Там нет второй титульной национальности, претендующей на премьерство».