Большинство российских католиков родились и выросли в РФ, а потому службы проводятся на русском языке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Католические приходы спорадически разбросаны по всей территории РФ и составляют лишь 1% от числа всех зарегистрированных религиозных организаций в России. Как признает генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский, католическая община в России малочисленна. «Католики – это объективно меньшинство в России, но тем не менее меньшинство традиционное и присутствовало оно на этих землях испокон веков. До XVIII века это были купцы, а после изменения границ Российской империи, в частности после раздела Речи Посполитой и Польши, в состав государства вошли огромные территории с преимущественно католическим населением».
Судьба католиков в России в царские времена не раз менялась. На их численности и расселении сказались последствия польских восстаний в XIX веке, за которыми последовали высылки католиков в Сибирь, в глубь России. Сейчас Западная и Восточная Сибирь – это две огромные католические епархии, где очень рассредоточено живут потомки сосланных поляков, немцев, литовцев и других исповедующих католицизм народов. К началу XX века достаточно большая католическая община сформировалась в Санкт-Петербурге, когда город был российской столицей.
После Октябрьской революции католики пострадали от властей не меньше верующих других конфессий. В результате более чем полувековых гонений к началу 90-го года на территории России было всего лишь два действующих католических храма – церковь Святого Людовика Французского в Москве и храм Лурдской Богоматери в Санкт-Петербурге. Нужно сказать, что сейчас в Москве самая многочисленная в РФ католическая община – по приблизительным подсчетам, в городе и Подмосковье до 50 000 католиков. Однако в столице не очень много храмов и приходов, меньше, чем, скажем, в Питере.
По словам Игоря Ковалевского, два работающих католических храма и строящийся третий – слишком мало для московских прихожан. «Это главная наша проблема в столице. До революции в Москве была церковь Святого Людовика и приход святых апостолов Петра и Павла. Последний разросся, и возникла потребность в новом помещении для культа – так возник храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который в настоящее время является нашим кафедральным собором. А сам храм святых апостолов Петра и Павла, к сожалению, был приватизирован, и суд признал законность этой приватизации», – рассказывает генеральный секретарь Конференции католических епископов России.
Абсолютное большинство верующих в католических приходах – граждане России, для них, даже несмотря на то, что многие имеют польские, немецкие или литовские корни, родными являются русский язык и русская культура. Потому службы идут на русском языке.
Отношения между католиками и православными, невзирая на догматические расхождения Церквей, остаются хорошими. «Католическая община в России сама по себе малочисленна, она призвана сотрудничать с общиной православной, только тогда мы сможем полноценно развиваться. Поэтому, скажем так, мы заинтересованы в сильном православии. Стоит помнить о том, что Католическая и Православная церкви очень близки друг другу. У нас практически одинаковое вероучение по очень многим вопросам. Единственный фундаментальный вопрос, который нас разделяет, это роль Папы, епископа Рима», – считает Игорь Ковалевский. По его словам, у двух Церквей есть общие ценности, которые они должны сообща защищать перед лицом современного секулярного мира.
Кстати, католикам приходится развенчивать стереотипы о прямой ассоциации католицизма с современной западноевропейской культурой. По словам Ковалевского, сегодня Европа нуждается в реевангелизации, поскольку постепенно теряет свои христианские корни: «Это очень серьезная проблема, главный вызов современной европейской культуры – ее антирелигиозность». Как считает генеральный секретарь Конференции католических епископов России, нынешний Понтифик Бенедикт XVI старается напоминать европейцам о христианской традиции и ценностях, а потому не вписывается в нынешнюю линию дехристианизации Европы, в котором нет никакого места для Бога.
Уже несколько лет и среди православных, и среди католиков идут дискуссии о возможности визита Папы Римского в Москву и встречи с Патриархом Московским и всея Руси. Надо сказать, что нынешний Патриарх Русской православной церкви Кирилл уже встречался с Папой еще в сане митрополита, причем общался именно с нынешним Понтификом. Российские католики смотрят на встречу глав двух Церквей рационально. «Ни православные, ни католики не желают, чтобы это была только протокольная встреча. И поэтому, когда будет происходить это общение, на все воля Божия», – говорит Ковалевский.
- Материал по теме:
Римско-католическая церковь в России