Сегодня исполняется 20 лет с того дня, как Татарстан провозгласил Декларацию о государственном суверенитете и юридически стал независимой республикой. В 1990 году в регионах многие политики полагали, что Советский Союз вступает в другую эпоху – «обновленную» и демократическую. Руководители Татарстана надеялись, что отныне командовать в своем доме будут сами: был объявлен приоритет местных законов над российскими, а республику именовали суверенной. Но к сегодняшнему дню от былой вольницы сохранилось лишь несколько формальных атрибутов, будущее которых туманно.
30 августа – до сих пор один из самых пышно отмечаемых праздников Татарстана. Это самый заметный день в местном календаре народных гуляний, не уступающий по значению главным выходным – Новому году и Дню Победы.
Даже салют в Татарстане пускают только два раза в году – 9 мая и 30 августа. Республика с пафосом отмечает день провозглашения суверенитета, но его политическое значение и даже прежнее наименование уже утеряны.
Первые десять лет – с 1990 по 2000 год – Татарстан праздновал День принятия Декларации о государственном суверенитете, или просто День суверенитета. Тогда республика не считала себя субъектом Федерации, а была лишь «ассоциирована» с Россией. С появлением в Московском Кремле Владимира Путина региональная вольница стремительно унеслась в прошлое. Руководители Татарстана под давлением Москвы год за годом выхолащивали сущность своего суверенитета. Ушла в небытие независимая Конституция, которая провозглашала регион «субъектом международного права», суверенное законодательство, которое так сильно противоречило федеральным законам, что на его исправление ушло несколько лет. В прошлом налоговые и иные финансовые преференции, фактически означавшие экономическую автономию Татарстана. Потерялись и сущие мелочи – вроде желания руководства Татарстана обязать каждого жителя республики получить особый вкладыш к российскому паспорту. Даже Комитет государственной безопасности Татарстана – и тот был вынужден поменять вывеску и стать обычным региональным Управлением ФСБ. В таких условиях было уже смешно напоминать татарстанцам о государственной независимости Татарстана. Праздник сначала переименовали в аполитичный День республики, а в 2005 году 30 августа и вовсе соединили с масштабным празднованием 1000-летнего юбилея Казани, после чего день суверенитета был низведен до Дня города.
Перемены происходили постепенно, и сегодня мало кто из простых татарстанцев понимает, какой же праздник отмечается. Только политические зубры старой эпохи, шагавшие в авангарде парада суверенитетов, настаивают на особом значении даты. «Мы празднуем день принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана», – не сомневается экс-президент Минтимер Шаймиев. В недавнем интервью местным СМИ бывший глава республики напомнил тем, кто считает этот праздник политически вредным, что не мы-де первые начали. «Декларация о суверенитете Татарстана появилась после Декларации о суверенитете Российской Федерации», – заявил Шаймиев. Впрочем, позиция экс-президента понятна. Именно он поставил свою подпись под манифестом о независимости Татарстана, и сегодня забывать об этом – для него равнозначно отрицанию собственного политического прошлого.
Но от суверенных амбиций Татарстан отказался не просто так. Наследие 1990 года руководство республики в течение последних десяти лет конвертировало в экономические и финансовые выгоды. Каждый раз, отказываясь от признаков своей независимости, республика получала от федерального Центра либо участие в многомиллионной целевой программе, либо экономическую поддержку крупных республиканских проектов. Апогеем этих сделок купли-продажи стала подготовка столицы Татарстана к проведению Всемирной летней Универсиады 2013 года. Сегодня Москва перечисляет на нужды Казани гигантские суммы, которые в совокупности трехкратно превышают бюджет всей республики.
Кроме особого праздника у республики от прежней вольности осталась еще пара атрибутов. Первый – Договор о разграничении предметов ведения между Россией и Татарстаном, сейчас больше похожий на пустую декларацию. Второй – пост президента, от которого сегодня в едином порыве избавляются национальные регионы. Лишь в Татарстане пока не желают менять название руководителя региона, и вчера делегаты IV Всемирного форума татарской молодежи даже заявили о целесообразности сохранения должности президента.
С такими скромными остатками Татарстан пышно встречает 20-летнюю годовщину былой независимости. Впрочем, быть может, мы скоро увидим, как и они будут обменяны на финансовую поддержку Москвы.